В III-VII веке на среднем Поволжье жили славяне именьковской культуры. Территория распространения именьковской культуры простирается от правобережья р. Камы (включая низовья ее правых притоков - Меши, Брыски, Вятки) на севере до устья р.Самары на юге, от среднего течения р.Суры на западе до среднего течения р. Белой на востоке Ареал именьковской культуры охватывает территорию современных административных единиц Поволжья и Приуралья: республику Татарстан без северных заволжских районов, юго-запад республики Удмуртии (Граховский и Алнашский районы), центральные районы республики Башкортостан, всю Ульяновскую область, восток республики Мордовии (Дубенский район), север Самарской области, включая Самарскую Луку.
В ландшафтном отношении очерченная территория представляет собой пограничье двух природных зон: лесной и лесостепной. Граница леса и лесостепи пересекает Среднее Поволжье примерно на широте устья р. Камы. Граница лесостепи и степи на правобережной стороне р. Волги проходит в районе г. Саратова, в Заволжье - по р.Самаре. Таким образом, большая часть территории именьковской культуры на ходится в пределах лесостепной ландшафтной зоны. Эта зона характеризуется благоприятными для ведения земледельческого хозяйства черноземными почвами - естественным богатством Среднего Поволжья.
По территории распространения именьковской культуры протекают крупные реки: Волга, Сура, Свияга, Кама, Белая, Ик, Большой Черемшан и их многочисленные притоки - Бездна, Ахтай, Утка, Майна, Шентала, Шешма, Малый Черемшан, Большая Сульча, Барыш, Степной Зай и др., долины которых являются районами сосредоточения именьковских памятников. На водоразделах именьковские памятники не встречаются.
В настоящее время на обозначенной территории открыто более 500 памятников именьковской культуры.
Поселения именьковской культуры, как и все славянские, располагались группами —“гнездами”.
Славянская принадлежность именьковской культуры подтверждается данными лингвистики. В.В.Напольских выявил в пермских языках ряд славянских заимствований первой половины и середины 1 тысячелетия н. э., что дало ему основание полагать, что в первой половине - середине I тысячелетия н. э. в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье существовало население, говорившее на диалектах праславянского типа. По-видимому, с этим населением связано распространение в поволжском регионе пашенного земледелия с рожью в качестве озимой культуры. Этим населением могли быть племена именьковской культуры [Напольских В.В., 1996, с. 197-206]. На наличие ранних славянских заимствований в удмуртском языке указывает и другой исследователь, Р.Ш.Насибулин [Насибулин Р.Ш ., 1992].
Следует отметить, что на территории распространения именьковской культуры встречаются славянские гидронимы: Бездна, Утка, Майна, Черемшан, Сулица, Сок. Их доболгарское происхождение подтверждается упоминанием некоторых из этих гидронимов Ибн-Фадланом, побывавшим на Волге в 922 году.
Столицу Волжской Булгарии город Булгар называет славянским городом и присланный халифом к Волжской Булгарии в 922 году Ахмед ибн-Фадлан:
«Булгар - город Славян, лежит на севере.»
В результате угорского нашествия 8 века к 9 веку славяне именьковской культуры частично отступили на реки бассейна Днепра, сформировав волынцевскую культуру, на базе которой потом сформировалась славянская роменская культура. Частично славяне именьковской культуры остались на средней Волге и стали одной из основ культуры Волжской Булгарии. Территория Волжской Болгарии почти полностью совпадает с ареалом именьковской культуры, за исключением западных и восточных окраин.
Славяне именьковской культуры импульсировали постепенную смену образа жизни пришлых кочевых культур на оседлый (Седов В.В., 2001, с. 10).