После первого чтения законопроекта о ЦФА, в котором рассматривались в том числе и поправки, касающиеся майнинга, ГосДума готовится ко второму чтению. Перед вторым чтением из законопроекта убрали положение о запрете организации оборота криптовалют в России.
Мы не политологи и не будем рассматривать политическую подоплеку, кулуарные игры, смену ответственных докладчиков законопроекта и т.д. Но нас очень интересуют положения, касающиеся непосредственно майнинга и майнеров. И здесь, определенно, есть позитивные моменты:
- Намайненную крипту можно реализовать на биржах вне российской юрисдикции (первое чтение) и на территории РФ (второе чтение);
- Разделены понятия "майнер" и "оператор".
Что вызывает чувство неопределенности:
- Тарифы на электроэнергию;
- Географические зоны для майнинга.
Что из важного осталось "за кадром" поправок:
- завезенное майнинговое оборудование с белорусскими документами;
- определение кодов ОКВЭД;
- налогооблагаемая база и, соответственно, момент расчета налога и, собственно, сам калог.
Теперь немного подробнее по каждому из пунктов.
Намайненную криптовалюту можно реализовать как вне пределов Российской Федерации, так и в юридическом поле нашей страны.
Это важный пункт для всех майнеров, как российских, так и иностранных. У первых официально нет никаких ограничений и рисков преследования за подобные операции. Со вторых снято ограничение по регистрации на некой российской платформе для реализации крипты по, возможно, нерыночному курсу да еще и за российские рубли.
Остался вопрос с реестром майнеров, но это положение давно обсуждается и до сих пор нет никаких критериев, кого считать крупным майнером, а кого нет. И какое отношение данный реестр будет иметь к майнерам-нерезидентам РФ. Здесь наблюдаем и действуем в соответствие с обстоятельствами.
Второй крайне важный и позитивный момент - раздление понятий майнеров и операторов.
Большинство компаний, управляющих дата-центрами для размещения асиков, официально заявляют, что не майнят криптовалюту. Следовательно, на них не должны распространяться будущие положения налогового кодекса о налогах именно за майнинговую деятельность. Будут ли они платить повышенный налог за потребление электричества - вопрос. Повысят ли им тариф на саму электроэнергию - тоже вопрос. Логика подсказывает ответа: да, да и еще раз - да! Но пока это открытый вопрос, отданный на откуп Правительству РФ.
В целом, если опираться на слова докладчиков, основное налоговое бремя должно лечь именно на майнеров. У операторов свои риски, мы их рассмотрим в следующих абзацах.
Пункты, которые заставляют всматриваться в туман будущего в попытках предугадать это самое будущее, берут свое начало еще в лете 2021 года и связаны с "черными" майнерами, домашним майнингом.
Тарифообразование, повышающие коээфеициенты и, наоборот, стимулирование, привлечение инвестиций от компаний в майнинг-отрасль, запрет майнинга на определенных территориях, компенсация расходов на энергоинфраструктуру в случае, если дата-центр и выстроенная инфраструктура окажутся на запретной территории - все это будет прописано позже в дополнительных поправках к существующим законам и другим НПА. Вопрос сроков.
На данный момент понимания этих пунктов у защитников законопроекта нет, и они ссылаются на компетенцию Правительства РФ.
Это непосредственные риски операторов и опосредованные риски майнеров, использующих инфраструктуру операторов. Крупные, корпоративные майнеры могут прописать соответствующие пункты в договорах с операторами и предусмотреть хоть какой-то алгоритм хеджирования рисков. Операторам такие договора даже заключить не с кем.
Оставшиеся за кадром вопросы, возможно, возникли по причине незнания потребностей майнеров либо предполагается, что будут реализованы в других законопроектах с поправками к соответствующим законам, в частности, относящимся к налоговому и таможенному законодательству.
В настоящий момент, ввоз асиков на территорию РФ по документам РБ - абсолютно законная история, достаточно лишь иметь таможенную нотификацию на модель асика. Если асики будут переведены в некий иной раздел товаров (либо под них будет создан новый вид), которые могут быть ввезены на территорию РФ только по российским ГТД, тогда может возникнуть вопрос с существующим оборудованием.
Логично предположить, что в этом случае, Правительство РФ объявит "амнистию", а не станет изымать оборудование на сотни миллиардов рублей, что повлечет за собой серьезные финансовые последствия для майнеров, от мелких домохозяйств до институциональных майнеров.
Не рассмотрены также инициативы Ассоциации промышленных майнеров о введении новых ОКВЭД и, соответственно, определения налогооблагаемой базы и момента расчета соответствующих налогов. Полагаю, это "меньшее из зол", и с этим вопросом Правительство РФ разберется очень быстро и компетентно, учтя все возможные сценарии.
ПыСы
У операторов, занимающихся продаже асиков, а также у реселлеров, специализирующихся на этой же деятельности, может возникнуть еще одна серьезная проблема: реклама криптовалют. Ко второму чтению законопроекта она все еще находится под запретом. Можно ли рекламировать асик без упоминания криптовалюты? Безусловно, можно. Снизит ли это эффективность рекламы? Безусловно, снизит. Ждем отмены пункта к третьем, четвертому чтениям.
А за консультациями можно напрямую ко мне, в Sibmain. Тыц-тыц по ссылке...