Найти тему

Бюджетник и внебюджетник, к кому любовь университета сильнее?

Перед ответом вспомним:

за бюджетника платит государство, за платника – сам студент или его родители;

  • базовую стоимость обучения по образовательным программам для всей страны устанавливают отдельно;
  • есть университеты разных ведомств. У медицинских, аграрных или университетов, где учредитель министерство науки и высшего образования РФ, могут быть разные подходы и к финансовой политике, и к целевому набору, и к организации приёма студентов;
  • университет должен студентов разделить на группы по 25 человек минимум.

Таким образом, существует целых четыре варианта «любви». Рассмотрим на примере направления «Нефтегазовое дело», где предположим установленный норматив стоимости в 250 000 рублей:

  1. «Люблю и не отпущу платников». Один из университетов Москвы получил 20 бюджетных мест. Это дало поступление в бюджет 5 000 000 рублей. Также университет решил набрать 40 студентов – платников, но стоимость поставил выше, 500 000 рублей. И получил в бюджет ещё 20 000 000 рублей. Этому университету платники гораздо выгодней бюджетников, и он будет их «тянуть сквозь года». Один из эффектов: при отчисления студента с бюджета университет будет максимально растягивать процесс перевода кого-то из платников на освободившееся место. Так как это финансово не выгодно.
  2. «Всех люблю одинаково». Ситуация, когда стоимость платного обучения равна государственному нормативу. Университету практически без разницы, на какой основе у него учатся студенты.

  1. «Люблю бюджетников». Обычная ситуация в регионах. Норматив, установленный в Москве, местные потянуть не могут. Более того, университет вынужден перекрашивать часть своих доходов чтобы снизить стоимость государственного норматива. Если есть 10 бюджетных мест по 250 000, то набрать себе ещё 15 платников по цене 150 000 – большая удача и тонкости бухгалтерии. Один из эффектов: при отчисления студента с бюджета университет будет максимально ускорять процесс перевода кого-то из платников на освободившееся место. Так как потеря финансирования бюджетного места недопустима.
  2. «Люблю бюджетников настолько, что буду от них отказываться». Парадоксальная, но реальная ситуация. Если дали всего 5 бюджетных мест, и набрать нужно ещё 20, но население не готово платить большее 100 000, а скидку с 250 000 до 100 000 вам закрыть нечем – нужно отказаться от этих 5 бюджетных мест. Тогда, не имея бюджетных мест, университет имеет право ставить ту стоимость обучения, которую считает нужной. И он может смочь набрать себе по 100 000 группу в 25 человек.

-2

Насколько процентов вырастет зарплата преподавателя, если в группе, которую он учит, вместо 15 человек будет 30? Обычный предмет, обычный зачёт. 36 часов лекции, 36 часов практики, 72 часа самостоятельной работы (итого 144 ч.). И 0,25 часа на приём зачета на студента. Считаем разницу: 0,2515= 3.75 и 0,2530 = 7,5. Теперь сравним итоговые 147,75 и 151,5. Разница составляет 1%, или 300 рублей в месяц при зарплате в 30 000 (это реальная зарплата преподавателя без ученой степени в большинстве университетов страны. ). Учить группу в 30 человек гораздо сложнее, чем группу в 15. А теперь подсчитаем, насколько больше ресурсов получит университет, если в группе не 15, а 30 человек? При ситуации 2, когда стоимость бюджета и платного направления равны?

  • 250 000 * 15 = 3 750 000
  • 250 000 * 30 = 7 500 000.

-3

Выводы:

  1. Политика работы с бюджетными и платными студентами в университетах может разительно отличаться, это нужно учитывать при своём выборе;
  2. Количество студентов напрямую влияет на доходы университета, как и тип структуры получения доходов университетом;
  3. За последние годы в университетах стала популярна технология «тяну студента сквозь года», когда студента за долги / двойки на экзаменах / провалы на зачётах не отчисляют, а переводят на следующие курсы с накапливающимися долгами, перенесёнными пересдачами и т.д. И это выгодно обоим: университет продолжает получать деньги, а студент сохраняет статус студента (родители о проблемах узнают последними).