Как и обещано – о посещении Ленкома, и, как планировалось – рассказ про спектакль «Бег». Хотелось написать только о своих впечатлениях, но уж простите те, кто тоже побывал в Ленкоме и тоже посмотрел эту постановку Булгакова – получилось нечто вроде комбо: и про свои эмоции, и про ваши отзывы. Избежать второго ну никак не получается!
«Бесконечный «Бег» Михаила Булгакова». Так называется материал, сделанный мной в предвкушении просмотра постановки, о которой пойдет речь. Не смогла удержаться, чтобы еще раз пересмотреть кинокартину с Ульяновым, Дворжецким, Баталовым. Это можно смотреть бесконечно! Как будто принимаешь волшебное лекарство, необходимое разуму регулярно – чтобы не забывать, какие это прекрасные актеры, какая великолепная режиссерская работа! А съемки сцен с большой массовкой, ах!.. Простите за такое количество восклицательных знаков, их все равно будет мало, если писать про фильм.
На спектакль Ленкома в июле шла я с чувством огромного любопытства. Сможет ли Аверин переиграть Ульянова? Будет ли снова Миркурбанов стоять на сцене так, как будто вот-вот умрет, как будто и этой роли отдал все силы – и душевные, и физические? Это правда, и права совершенно моя племянница Катечка, которая как раз и высказалась так про Игоря Витальевича: «Он каждый раз играет так, как будто эта роль у него последняя, и он это делает из последних сил, отдавая сцене всего себя». Ну что ж, рассказываю.
Конечно, Ленком – это не просто театр, не просто отлично подобранный и полностью талантливый состав, и так останется еще долго-долго (надеюсь) после ухода незабвенного и безмерно любимого нами Марка Захарова. Но почему столько отрицательных отзывов о работе Александра Лазарева, младшего, чьей постановкой и является «Бег» в Ленкоме? Вот несколько примеров, приношу извинения, если не указываю имен написавших эти отзывы:
- «Да уж, это не кино»;
- «Интересно наблюдать, как актер меняет профессию. Не могу сказать, что положительно, скорее – неоднозначно»;
- «Качественная постановка, но… не то»;
- «Саша, играйте в кино! Это у вас хорошо получается».
Последнее – в адрес, как понятно, Александра Лазарева (младшего), бесподобного на самом деле актера, и, на мой дилетантский взгляд – прекрасного режиссера. Хоть и просмотрен мной всего один спектакль – говорю это искренне и уверенно. Конечно, и восхищенных, положительных отзывов в рунете масса. А те, кто ругается на Александра Александровича, не учли одну важную вещь. «Бег» – это не просто произведение, и надо заметить необычное, нестандартное произведение. Сны – основа пьесы, и как когда-то было нереально сложно воплотить это в кино, так же трудно было режиссеру и актерам перенести это на сцену.
Что понравилось лично мне в спектакле Ленкома – текст. Практически полностью, до последней буквы, бережно перенесенный на сцену. Ненавижу, когда начинают издеваться над оригиналом и переделывать на современный лад. Жаль только, что финал пьесы (фильма) изменен. Нет этой отчаянной сцены прощания навсегда, а потом не менее отчаянного момента бега (даааа, бег, постоянный бег!) на корабль, когда бросаются на землю чемодан, сумка – лишь бы успеть к любимому человеку! И финал: палуба, горящие глаза, молчание, и «зима катит в глаза», – ожидание Родины, снега… Простим Александру Александровичу и актерам то, что этого нет в спектакле – это технически в театре осуществить наверно невозможно.
Аверин. Мужественный и смешной одновременно. Отчаянный, рисковый (ну, такой он всегда в кино), и… увы, ну не дотянувший до Ульянова. Да, играет классно и убедительно, но никак не идет ему ехидное ульяновское: «А ты азартен, Парамоша!» И почему, ну почему Чарнота (Аверин) явился за деньгами не в драных панталонах??? Ведь это самая главная фишка этого момента: «Вы что, так и шли по городу в панталонах?» Зрители, не читавшие «Бег» в оригинале или не смотревшие картину с Ульяновым, видела – недоумевали: а при чем тут панталоны, если Аверин одет нормально? Ну, что ж, Ульянова с нами нет, надо привыкать к Аверину, пока лучше него никто Чарноту не сыграл.
Миркурбанов. Кто не смотрел картину с Дворжецким в роли Хлудова – тем, как говорится, «зайдет» на сто процентов. Иронично-трагичный: такого одновременного состояния на сцене достигнуть – нужен особый талант, которым Миркурбанов, без всяких сомнений, никогда, даже в самой незначительной роли, не был обделен. А тут – один из центральных персонажей! И эта шинель нараспашку, и этот не просто грустный, а прямо со слезами взгляд, который проникает в душу зрителей даже на последнем ряду… Великолепен. Нереально великолепен.
Только два момента смущают в ленкомовском «Беге» относительно Хлудова. Ну, это касается только зрителей-«старичков», которые, как говорится, в теме. Не было во времена исхода белых и интеллигентов из России у кадровых военных таких причесок. И второй момент: не совсем я поняла (простите за мою культурную дремучесть, может – это такой хитрый режиссерский прием), почему в конце спектакля Хлудов-Миркурбанов сильно болен и еле разговаривает. Смутило, пыталась понять – не поняла. И невнятная (нарочно) речь Хлудова вызывала больше раздражения, чем восторга этим (как, наверно, было задумано) интересным моментом.
А вот кто понравился без оговорок – это горячо мною любимый Иван Агапов! Тот самый «азартный Парамоша», прямо как свежее сливочное масло легший на хлебушек в виде Евстигнеева (фильм «Бег»). Уж простите меня, уважаемый и любимый Иван Валерьевич, за такое грубое сравнение, если когда-нибудь прочитаете мой отзыв о вашей игре. Ну просто по-другому и не скажешь. Идеален. Правдоподобен. Смешон где надо. Вызывает осуждение и ощущение мерзости – где должен это вызывать. Короче – наш, булгаковский, настоящий.
И в заключение – пожелание от театрала-непрофессионала, от начинающего критика-самоучки. Работайте! Играйте! Наверно, и Булгаков уже, с течением времени, нуждается в переработке. Вспомнился Ди Каприо в «Ромео и Джульетте»: сначала вызвал фильм оторопь и отторжение, а потом – полное принятие и понимание. Так и ленкомовский «Бег». Немного не то. Не все понятно: почему сделали так, а не иначе? Где драные панталоны??? (смеюсь). Но все равно здорово. А те, кому не понравилось… Тут сказать можно только: «На разные вкусы и карандаши имеются разные». Даже если речь идет про Булгакова.
Извиняюсь за плохое качество фотографий. Делалось издалека и тайком. Снимать в театрах сейчас запрещено. А вот фото в антракте получилось здорово у двух театралок, у автора этого текста и ее племянницы Катечки. Прошу прощения, не могла удержаться! Попытайтесь не осуждать :)