Я искренне люблю чувство гнева и вообще не люблю агрессию. Тем более смещенную. По моему мнению, смещенная агрессия – это всегда про слабость и даже про выученную беспомощность.
Помните сказку про репку? «Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку…» и т.д. В человеческом обществе частенько происходит такое, что на человека условно «напали» в одном месте, там он почему-то не смог защитить свои границы, интересы и потребности, а внутренний стресс и напряжение возникли, и их нужно куда-то сливать. Слить на сильного страшно и невозможно, поэтому его сливают на более слабых, либо на условно «безопасных» (например, дистанционно накидать своего осуждающего мнения, ведь это же легко, есть иллюзия анонимности).
Например, если на отца семейства на работе накричали, да еще с ощущениями унижения и несправедливости, он дома легко может (не осознанно) накричать на жену, та – на ребенка, а ребенок пнет собаку. Такая вот игра «передай другому», смещение.
Давайте разбираться что это все значит в своей сути и что делать-то?
Гнев – это отрицательно окрашенная эмоция и реакция, выражающаяся в недовольстве каким-либо явлением, в негодовании или возмущении, возникающих у человека в результате действий объекта его гнева. Гнев включает сильную … реакцию на воспринимаемую провокацию, обиду или угрозу.
Т.е. гнев – это реакция, эмоция, чувство. Теперь агрессия:
Агрессия — мотивированное деструктивное (разрушающее) поведение, направленное на нанесение вреда объектам нападения. Может быть физической и вербальной.
Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на неблагоприятные жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния.
Для иллюстрации накидала для вас картинку про ежика и зайчика.
Смотрите, что получается – у ежика фрустрация (разочарование, раздражение, тревога или отчаяние) и стресс из-за какой-то ситуации. А деструкцию ежик направляет на зайчика, который ну вообще никаким боком не имеет отношения к обстоятельствам ежика. И даже, возможно, в глаза этого ежика не видел, потому что он живет в другом лесу, за тысячу километров.
Что из этого следует:
- Зайчику не надо брать на свой счет шипение и обзывательства ежика. Потому что это про внутреннюю боль ежика, которую тот накопил где-то ДО.
- Зайчику не нужно ограничивать свои действия под возможных будущих «шипилявых» ежиков, «лишь бы только не попасть под смещенную агрессию». Нужно заниматься своим делом.
- Не все ежики кусаются и царапаются.
- Крик и ругань – это разновидность просьбы о помощи, но отчаянной, когда уже нет надежды на облегчение. Вариант, у ежика, возможно, нет даже осознания происходящего внутри него, просто «все вокруг козлы, ух я вам!».
- Жизнь у ежика, возможно, не сладкая, иначе бы ему не было так плохо (это только объясняет ситуацию смещения агрессии, но не оправдывает его поведение).
- Если в зайчика кидают грязью, он может увернуться, а вот у ежика лапки в грязи с гарантией, увы.
- Пункт для взрослых – зайчику можно задаться вопросом, какое его поведение дает злому ежику понять, что ему тут «можно» и попробовать как-то повлиять на ситуацию. Это точка роста.
С агрессией разобрались, теперь о том, почему я люблю гнев.
Гнев – это просто сила. Не хорошая, не плохая. Она приходит, как наполнение расширение сосудов и насыщение мускулов кислородом, чтобы сделать какую-то работу. И лучше, когда сила есть, чем когда ее нет.
Но нужно понимать, что именно тут (пришла сила в конкретной ситуации угрозы) есть развилка – в конструктив человек пойдет или в деструктив.
Конструктив – сделать что-то, чтобы изменить ситуацию «входящей агрессии», дать отпор, защитить себя.
Деструктив – «проглотить», потом долгое время копить и терпеть, а потом рвануть на кого-то условно «безопасного»/слабого.
Или вовсе отказаться от своих проявлений. Этот случай я называю «прикинуться дохлым». Если человек живой и хоть как-нибудь проявляется, кто-то может захотеть слить на него свою агрессию. Если дохлый – ну что там сливать-то, кому? Зачем? И так уже тихонечно лежит, ни на что не претендует.
Тут есть интересный разговор про: сильные/слабые стрессовые реакции, про выученную беспомощность, влияние окружения и т.д., в статье описывать не буду, потому что 29 марта этого года в своем телеграм-канале я делала прямой эфир про теорию гнева, на мой взгляд, получилось бодренько и информативно, посмотреть можно по ссылке (подписываться не обязательно). Заранее предупреждаю, работа терапевтической группы закончилась, прием не ведется, поучаствовать нельзя.
Ну и еще несколько вопросов, эмоционально разгружающих в ситуации смещения агрессии (обеим сторонам полезно):
- А сколько на самом деле лет/месяцев/дней «ежику», когда он нападает на посторонних/своих невиновных? Обычно изнутри сам собой всплывает ответ и там почти всегда детские ситуации. Зацените, на вас наезжает взрослый ежик, которому в этом чувстве возмущения и агрессивного поведения – 3 годика. Надо как-то защищаться от 3летнего ежика? Ну, наверное. Но точно не надо бояться.
- Что же такое терпит внутри себя «ежик», что он кричит, пристает к мимо проходящим людям со своими негативными оценками? Казалось бы, не нравится – иди мимо, не трать свою жизнь на то, что тебя не радует. Но что-то заставляет остановиться и выражаться. Вот это «что-то» - и есть вход в диагностико-терапевтический алгоритм для «ежика». Его можно разгрузить и освободить от автоматического смещения агрессии и найти другие варианты разрешения своих затруднений.
- Вопрос для продвинутых - что такое зацепило ежика, какой триггер сработал, что он решил потратить свое экспертное время?
Модель измерения/понимания гнева отчасти описана мной в видео по ссылке. Мне самой она очень нравится. Хорошего просмотра!