Найти в Дзене
Скрипторий

Монастырский бизнес или суеверие? Почему в средневековье библию писали в темницах и зачем набожных монахов пугали демоном Титивиллусом

В книге Умберто Эко "Имя Розы" есть подробное описание скриптория - комнаты рядом с монастырской библиотекой, где монахи занимались копированием книг. Работа их в скрипториях была намного труднее, чем работа каменщиков... Слово "скрипторий" переводится с латыни как "место для письма". Изначально это были маленькие комнаты, где монахи вписывали религиозные тексты прямо на коленях, по диктовке. С развитием монастырей и появлением библиотек, скрипториями становились целые залы, в которых работали десятки монахов. Первые скриптории появились в раннем Средневековье, и их основной продукцией были копии латинского перевода Библии, известной как Вульгата. Самое известное место было скрипторий монастыря Вивария возле Сквиллаче в Италии, основанный во второй половине VI века под надзором Магна Аврелия Кассиодора. В бенедиктинском монастыре Монтекассино, Бенедикт Нурсийский основал скрипторий, отвергнув идею братьев, которые хотели использовать копирование книг для увеличения доходов монастыря. К
Оглавление

В книге Умберто Эко "Имя Розы" есть подробное описание скриптория - комнаты рядом с монастырской библиотекой, где монахи занимались копированием книг. Работа их в скрипториях была намного труднее, чем работа каменщиков...

Слово "скрипторий" переводится с латыни как "место для письма". Изначально это были маленькие комнаты, где монахи вписывали религиозные тексты прямо на коленях, по диктовке. С развитием монастырей и появлением библиотек, скрипториями становились целые залы, в которых работали десятки монахов.

Как создавались священные книги

Первые скриптории появились в раннем Средневековье, и их основной продукцией были копии латинского перевода Библии, известной как Вульгата. Самое известное место было скрипторий монастыря Вивария возле Сквиллаче в Италии, основанный во второй половине VI века под надзором Магна Аврелия Кассиодора.

В бенедиктинском монастыре Монтекассино, Бенедикт Нурсийский основал скрипторий, отвергнув идею братьев, которые хотели использовать копирование книг для увеличения доходов монастыря. Кроме Библии, в основном копировались богословские трактаты. В скриптории Монтекассино работало 12 монахов.

В других монастырях того времени помещение выделялось по мере возможности, иногда это была просто светлая келья, где мог работать только один писец (писарь). Но с течением времени скриптории превратились в большие комнаты с высокими потолками и множеством окон, перед каждым из которых стоял стол, чтобы максимально использовать солнечный свет.

Единственная проблема: зимой в скрипториях при библиотеках было очень холодно. И монахам приходилось постоянно бежать к источникам тепла, чтобы согреть... нет, не руки, а чернила, которые превращались в лед!

С чего все начиналось

Истоки книгопечатания начинались в овчарнях и коровниках - именно оттуда брали материал для письма. Тушки мертворожденных ягнят и телят превращались в сырье для письма. В зависимости от местности также использовались козлята и поросята. Их шкуры передавали монастырским кожевникам, которые изготавливали из них мягкую и нежную кожу для письма - пергамен. Он стоил целое состояние.

Затем готовый пергамен отправлялся в скрипторий. Здесь также существовало разделение труда - по аналогии с ремесленными мастерскими. Разметчики и резчики начинали работу, нарезая пергамен в соответствии с форматом будущей книги. Первый тип средневековых книг назывался кодексами, второй - свитками.

Наибольший размер кодексов назывался инфолио, откуда пошло название большеформатных книг - фолиант. Размер в четверть листа - инкварто, в восьмую его часть - иноктаво, в 16-ю - инсекстдецимо.

После нарезки разметчики текста начинали свою работу, намечая линии для письма, оставляя поля и пространства сверху и снизу страницы. Границы текста по четырем сторонам, как ориентиры, отмечались шилом сразу на нескольких слоях пергамена. Линии проводили специальной пластиной (каноном) или диском из мягкого свинца, а позже - грифелем. После разлиновки листы собирались в тетради, которые нумеровались латинскими буквами.

Сложная работа скрипторов и рубрикаторов

-2

Далее, к самому важному делу - переписыванию текста, приступали скрипторы. Толстые рукописи переписывало несколько монахов одновременно, каждый - свою часть. Их работа была тяжелой: они начинали работать с первыми лучами солнца и заканчивали ее с последними, а зимой и в дождливые дни, когда свет был слабым, приходилось пользоваться масляными лампами или свечами. И так из дня в день, из года в год.

Задача монахов была не просто копировать текст, но и исправлять ошибки, сделанные другими писцами, не ошибиться в непонятных или сложных словах, не отвлекаться и не пропустить строку, не улучшить казавшуюся некрасивой фразу. Это особенно относилось к священным текстам, где ни одно слово не могло быть изменено, и тем более, орфографические ошибки были недопустимы.

Специально для монахов был придуман демон Титивиллус, который перемещался между скрипторием и адом, доставляя Сатане пропущенные писцами буквы - видимо, самые недобросовестные после смерти ожидал ад, а не рай.

Старые писцы страдали больше всего. Их глаза слабели от плохого освещения и многолетней работы с текстами, пальцы из-за холода в скриптории изгибались, руки дрожали. И они невольно делали ошибки. Особенно ценился у писцов ровный и красивый почерк, и они усердно писали каждую букву, чтобы - боже упаси - не ошибиться и не исказить буквы.

Писали, чаще всего, перьями птиц - ястребов, лебедей, пеликанов, тетеревов и ворон. Но, как оказалось, гусиные перья были наиболее гибкими и, что важно, доступными. Писали они чернилами, которые хранили в чернильницах, сделанных из рога или с завинчивающейся крышкой, которые можно было носить с собой.

-3

Чернила чаще всего делали из сажи, смешанной с клеем или маслом, или из чернильных орехов - наростов на листьях дуба. Для исправления ошибок у писцов были бритвы, скальпели, куски пемзы, чтобы соскоблить слой пергамина, и ракушки или круглые костяшки, чтобы затем сгладить пергамент.

После завершения работы писцов к работе приступали рубрикаторы, от слова "ruber" - "красный", которые рисовали красной киноварью заглавные буквы в начале абзацев, откуда и пошел оборот речи "начать с красной строки".

Затем приходили художники, чьей задачей было иллюстрировать рукопись цветными миниатюрами. Краски они делали сами из натуральных материалов, особо дорогие рукописи разукрашивались дорогими импортными пигментами, золотом и серебром.

После завершения работы писцов и художников, готовая рукопись попадала в монастырскую переплетную мастерскую. Там она получала обложку - обычно из замши или кожи высокого качества, иногда с золотым тиснением и драгоценными камнями. В таком случае края страниц также покрывались золотым порошком. А сама книга была снабжена замком, чтобы страницы всегда лежали ровно и аккуратно и не вздувались. Так что книга, созданная в средневековом скриптории, была настоящим произведением искуccтва.

По материалам журнала "Загадки истории".

Больше интересных статей и видео в Дзен.