Всенародную старушку из детских сказок любил весь советский союз. Добрая, милая, такая улыбчивая и лучезарная. О такой бабушке мечтал каждый ребенок.
Но экранный образ резко отличался от реального, характер у Пельтцер был склочным. В театре слагали легенды об её скверном языке и неуживчивости. Актриса вспыхивала, как спичка, когда что-то было ей не по нраву, она эксцентрично бранилась, затем остывала, каялась, а через минуту снова была похожа на вулкан. Она была прямолинейной и выражениях не стеснялась. Коллеги её боялись и не любили.
Татьяна Пельтцер родилась в семье обрусевшего немца и еврейки. До Первой мировой войны родители разговаривали исключительно на немецком, и Татьяна прекрасно владела языком германского народа.
Мать навязывала дочке странную, нелепую, ужасную мысль о том, что Татьяна некрасива. Мать винила отца в неказистой внешности дочери. Девочка была лишена любви самого главного для ребенка человека, это отразилось на её психике. Любимая мать была примером цинизма, который по наследству передался дочери.
Иван Пельтцер наоборот бесконечно любил свою Танечку. Он был артистом. Самого раннего детства девочка обожала театр. Свой первый спектакль она сыграла в 9 лет. Но уже тогда труппа была обескуражена жестким характером маленькой актрисы:
- Набрали в театр младенцев, – услышала про себя Таня от одной взрослой актрисы.
- На сцене мирятся талантом, а не годами, - парировала Татьяна ей.
Однажды будучи уже любимой и всенародной бабушкой, она устроила скандал молоденькой гримерше и требовала её уволить. Когда разобрались в причине ругани, съемочная группа была поражена, оказывается, Пельтцер решила, что гримерша специально старит её, накладывает грим так, чтоб казаться еще старее.
Но справедливости ради стоит отметить, что она была отходчивая и могла в глаза сказать не только слова ненависти, но и любви.
Затем страна погрязнет в революции. Пельтцеры будут вынуждены служить театру за идею, играть в кочевых спектаклях, переезжая из одного города в другой.
Никто из зрителей не представлял, как народная любимица и всесоюзная бабушка выглядела в молодости, казалась такой она родилась, но Татьяна Пельтцер была хороша собой. И в молодые, и в зрелые годы была импозантна и без любви жить не могла. Еще в молодости она снялась в нескольких эпизодических ролях, у актрисы аристократичная внешность, тонкий профиль, красивые черты лица. На сцене она играла простых советских старушек, а за сценой перевоплощалась в элегантную даму.
Она крутила короткие романы, которые называла «курортными» и неизменно со скандалом расставалась.
Первый раз Татьяна Пельтцер влюбилась в 1927 году в коммуниста-немца Ганса Тейблера. Вышла за него замуж и уехала с мужем в Берлин. Там она устроилась машинисткой в советское торговое представительство. Но семейное счастье рухнуло быстро. С тех пор Татьяна Пельтцер больше не вступала в брак.
Её темпераментный и взрывной характер никто из кавалеров не мог выдержать.
Спустя три года Татьяна Ивановна вернулась в Москву. Пельтцер поступила в театр, но оттуда её уволили за профнепригодность и несколько лет она проработала машинисткой, печатала документы на автозаводе. Её путь к славе был непрост. В ней не признавали актрису практически до сорока лет. И такая несправедливость больно ударяла по самолюбию. Как же так? Она с детских лет на сцене, дочь артиста театра, а в ней не признают таланта, не видят! Слепцы!
И все же она вновь вышла на сцену. А затем последовали заметные роли в кино, в которых она была неподражаема, после великолепной игры Пельтцер стала известна на весь Союз.
Татьяна Ивановна служила в театре Сатиры и вела Пельтцер там себя по-хозяйски, не любила подчиняться, по-своему трактовала роли, спорила, говорила колкости. Строптивую актрису часто за глаза называли бабкой Ягой и старались обходить её стороной.
Однажды Плучек во время репетиции просил выполнить Пельтцер сложное танцевальное движение на сцене, оно у неё никак не выходило, тогда Татьяна Ивановна отказалась выполнять задумку режиссера. Плучек настаивал, актриса не выдержала, подошла к микрофону и со всей своей неприязнью к режиссёру обругала бессменного руководителя театра Сатиры. У Плучека характер был таким же взрывным и нетерпимым, им двоим было тесно на одной сцене. Перебранку услышали все, худрук обиду не простил. Из театра Сатиры она ушла, громко хлопнув дверью. На тот момент актрисе было 74 года. Но она ничего не боялась. Была импульсивна, пылкая, сумасбродная.
Марк Захаров с радостью принял в свой театр Пельтцер. Именно там она чувствовала себя по настоящему нужной и ценной. Татьяна Ивановна удачно влилась в труппу звездного состава. В «Ленкоме» она проработала 15 лет, найдя там успокоение Души. Из скандалистки она перевоплотилась в спокойную, мирную даму.
Пельтцер была азартна, обожала преферанс и могла все ночи напролет, выкуривая одну сигаретку за другой, просидеть за игральным столом. Играла она в своей особой эксцентричной манере, атмосфера во время игры в преферанс стояла раскалённая до предела. С языка разгорячившейся дамы слетали крепкие словечки. Актриса проигрывала колоссальные суммы.
В 80 лет она все также куражилась и чудила на сцене, но Татьяна Ивановна всё чаще стала забывать текст, спектакли были под угрозой срыва. У актрисы диагностировали атеросклероз. Актриса злилась на себя, пыталась бороться с болезнью, записывала слова в тетрадку, которую носила с собой, постоянно тренировал память, но болезнь прогрессировала, постепенно унося с собой разум. Поразительно, но физическое здоровье было прекрасным. До конца дней она была шустра и ежедневно занималась йогой, садилась на шпагат, мышцы были эластичны даже в очень сильно преклонном возрасте. Была педантичной и брезгливой одновременно, не любила есть в общественной столовой, возила с собой котомки из кастрюль и столовых приборов, чтоб самой готовить для себя правильные обеды.
Но тем не менее деменция развивалась стремительно, в итоге Татьяна Ивановна оказалась в лечебнице. Её характер, который и так был тяжелым усугубился, женщина стала агрессивной, нетерпимой, непримиримой. В больнице именитая пациентка подралась с соседкой по палате.
За одинокой актрисой ухаживала домработница, но во время бесконтрольных атак беспамятства Татьяна Пельтцер накидывалась на домработницу с кулаками. Мозг разрушался. Актриса была в плену собственного безумия.
«Ее мама закончила свою жизнь в психической клинике. И она отодвинула свою болезнь, наследственность, путем энергичной жизни. Она же до 83 была абсолютным фейерверком» - Татьяна Догилева.
«Татьяна Ивановна, вас никто не любит, кроме народа!» - однажды услышала актриса в свой адрес от народного актера Бориса Новикова. А что еще нужно актрисе, как не та самая народная любовь благодаря которой и живет артист.
Татьяна Пельтцер такая известная и неизвестная одновременно, прожившая долгую, интересную, насыщенную, бурную жизнь. Милая старушка на экране и бунтарка за кадром. Выдающаяся актриса, свои роли она получала исключительно благодаря своему таланту и харизме, за которую была так любима зрителем.