К 103-летию одной из величайших женщин-летчиц-истребителей времен Великой Отечественной войны, Лидии Владимировне Литвяк, посвящается...
Подтолкнуло написать статью о не дожившей до своего 22-летия двух недель белокурой красавице Лидии песня "Белая Лилия" исполнителя Radio Tapok (Олег Абрамов). Очень заинтересовала история, звучавшая в песне.
18 августа 1921 года в городе Москве родилась Лидия Владимировна Литвяк .
К слову, 18 августа - день Всесоюзной авиации.
В 14 лет Лидия посещала Центральный аэроклуб имени Чкалова, а уже через год совершила свой первый самостоятельный полет и приняла участие в геологической экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской авиационной школы летчиков-инструкторов работала в аэроклубе Осоавиахима в г. Калинине (ныне Тверь) и, к началу войны, успела "поставить на крыло" 45 курсантов.
В начале Великой Отечественной войны 19-летняя Лидия записалась в летчики-добровольцы, а спустя год, в сентябре 1942 года совершила свой первый боевой вылет в небе над Саратовым на самолете Як-1 в составе 586 женского истребительного авиационного полка 144-й истребительной авиационной дивизии противовоздушной обороны - одного из трех женских полков по руководством летчицы Марины Расковой.
По некоторым данным, Лидия приписала себе 100 часов налета, чтобы попасть в вышеуказанный полк.
Менее чем через год, 23 февраля 1943 года, Лидия Литвяк получила одну из своих первых наград - орден Красной Звезды.
За следующие месяцы войны её, как одну из лучших летчиц, переводили в дивизии, участвовавшие в важнейших битвах. Тогда она стала известна как "Белая лилия". Иначе зазвучал и её позывной - "Белая Лилия-44" (по бортовому номеру её самолета), а на фюзеляже Як-1, кроме 8-ми ярко-красных звезд (символ восьми воздушных побед), появилась белоснежная лилия.
Белоснежная лилия - особый знак летчика, которому была разрешена, так называемая, "свободная охота" - вид боевых действий, в которых пилот исполняет не конкретное задание, а летает, выслеживая одиночные вражеские самолеты, и "охотясь" на них.
Как утверждали её коллеги, небо изменяло Литвяк до неузнаваемости и делило на два абсолютно разных человека.
На земле Лидия была скромной, молчаливой белокурой красавицей с голубыми глазами, которая любила читать книги и всегда выглядела опрятно и женственно. Также она носила необычные вещи - белый подшлемник, безрукавку, вывернутую пухом наружу, хромовые сапоги и ходила особой походкой, вызывая у окружающих восторг, однако в небе отличалась хладнокровием, выносливостью, решительностью и сноровкой. Как говорил её командир - "Она умела видеть воздух". Её мастерством восхищались, радовались её победам, а также поражались её отчаянной смелости.
Из воспоминаний летчицы-истребителя Екатерины Будановой: "Мы все были потрясены и восхищены её поступком, о котором рассказывали друг другу. В Энгельсе уже несколько дней бушевала пурга, ветер валил людей с ног, но нужно было везти с аэродрома Анисовка винт для самолета, потерпевшего аварию. Полеты в такую погоду запрещены, но Лиля Литвяк без разрешения вылетела и привезла винт. Начальник Энгельской школы полковник Багаев объявил ей выговор за невыполнение приказа по авиашколе, а майор Марина Раскова вызвала её и сказала: "Я горжусь такой моей храброй и смелой летчицей!".
Также история гласит о том, что 13 сентября 1942 года, в одном из первых боевых вылетов в небе над Сталинградом ей удалось сбить два вражеских самолета, пилотом одного из которых был (в последствии попавший в плен) немецкий барон, одержавший не менее чем три десятка воздушных побед и являющийся кавалером Рыцарского креста. На допросе он попросил показать ему того, кто его сбил, и, увидев 20-летнюю девушку, пришел в ярость: "Зачем вы смеетесь надо мной? Я - летчик, сбивший более тридцати самолетов. Я - кавалер Рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот летчик дрался мастерски!". Но после того, как Лидия показала жестами известные только им двоим детали боя, он изменился в лице, снял с руки свои золотые часы (по другой версии, сорвал с груди многочисленные награды) и протянул ей, победительнице.
8 января 1943 года Лидия переведена в 296-й истребительный авиаполк (21 марта 1943 года преобразован в 73-й Гвардейский ИАП) и назначена ведомой к командиру эскадрильи Алексею Соломатину, который, спустя несколько месяцев совместных полетов, буквально в перерыве между сражениями, в апреле того же года стал её мужем.
К сожалению, их совместная жизнь была очень коротка. 21 мая 1943 года Алексей Соломатин погиб в авиакатастрофе прямо на глазах у Лидии и их товарищей. Также, меньше чем через месяц, от множественных ранений скончалась, не приходя в сознание, её лучшая подруга - Екатерина Буданова. Гибли и другие её друзья. В те дни она сама признавала, что чувствует приближение смерти. Лидия всегда повторяла: "Только бы не пропасть без вести".
Последний полет "Белой лилии"
1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила свой последний полет. Шли тяжелейшие бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшей дорогу на Донбасс. Точная причина так и осталась неизвестной - то ли сказалась физическая усталость и эмоциональное напряжение (для истребителей полка это был четвертый вылет за день), то ли отказало оружие - в одном из боестолкновений самолет Лидии был подбит, но не упал сразу, а вошел в зону облаков и исчез.
По словам летчика Борисенко, направившего свой самолет вслед за ней, самолета с белой лилией на фюзеляже не было видно в воздухе, но и на земле не наблюдалось огненных вспышек.
Через две недели Лидии Литвяк должно было исполниться 22 года...
Как она погибла, никто не видел, и это породило надежду, что любимица полка осталась жива. Были срочно организованы её поиски. Однако ни летчицы, ни её самолета найти так и не удалось.
Потом с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее летчиков. Он рассказал, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Летчиком якобы была девушка - белокурая, небольшого роста. К самолету подъехала машина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними.
Вот что написал потом летчик-истребитель Дмитрий Пантелеевич Панов:
"... Хлебнули мы горя, в частности, с Лилей Литвяк, которую нужно было обязательно сделать героиней и, не дай бог, не позволить мессерам ее слопать. Не просто было этого добиться, если Лиля, судя по её маневрам в воздухе, частенько плохо представляла, куда и зачем летит. Кончилось тем, что Лилю сбили в районе Донецка и она выпрыгнула с парашютом. Наши летчики, оказавшиеся в плену вместе с Лилей, рассказывали, что видели её разъезжающей по городу в автомобиле с немецкими офицерами…".
Наверное, он искренне заблуждался. А может быть, банально мстил симпатичной девушке за то, что она дала ему от ворот поворот. В любом случае информация о Лидии Литвяк, разъезжающей с немецкими офицерами, - это, как известно сейчас, была "дезой", заброшенной немцами с двумя агентами, один из которых был летчиком, попавшим в плен и завербованным в Донецке. Позже он был переправлен через фронт (якобы бежал из плена), а потом его разоблачил "Смерш", и он был расстрелян.
Конечно же, большинство летчиков слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящего начальства, а то проявило "осторожность" и не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны I степени.
23 июля 1979 года членам отряда РВС (Разведчиков военной славы), основанной в 1967 году в городе Красный луч Луганской области школьной учительницей Валентиной Ивановной Ващенко, стало известно о захоронении в одной из братских могил неизвестной летчицы. Дальнейшее расследование позволило установить, что это могла быть только Лидия Литвяк.
Так, спустя 45 лет после её гибели, в 1988 году приказом заместителя министра обороны было внесено изменение в пункт 22 приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 года. Там в отношении судьбы Лидии Литвяк теперь написано: "Пропала без вести 1 августа 1943 года. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 года".
5 мая 1990 года президентом СССР М.С. Горбачевым подписан указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно и звание старшего лейтенанта.
Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» были переданы на хранение родственникам погибшей героини.
К слову, 1 октября 1993 года Екатерине Васильевне Будановой было присвоено звание Героя России посмертно.
Также за время службы Лидия награждена орденами: Красного Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943, посмертно); медалью "За оборону Сталинграда" (1943).
В Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором жила отважная летчица, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена и на месте её захоронения в селе Дмитриевка под Донецком.
Всего за десять месяцев она совершила 186 боевых вылетов, получила 3 ранения, лично сбила 11 самолетов и 3 самолета в составе группы, а также 1 аэростат.
Лидия Владимировна Литвяк занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая результативная женщина-истребитель Второй мировой войны, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях с немецкими асами.
Из фотоматериалов разных лет: