Константин Андреевич Тон – один из наиболее известных зодчих николаевской эпохи. Почти все его светские сооружения успешно дожили до наших дней. Это пристань со сфинксами возле Академии художеств в Петербурге, Николаевские (ныне Московский и Ленинградский) вокзалы в обеих столицах, Большой Кремлёвский дворец и здание Оружейной палаты в Москве.
Проект четырёхстолпной пятиглавой церкви во имя святой великомученицы Екатерины за Кали́нкиным мостом в петербургском парке Екатеринго́ф получил личное одобрение императора Николая I и положил начало русско-византийскому стилю в архитектуре.
Именно в этом стиле Тон выполнил проект Храма Христа Спасителя в Москве, который на момент освящения в 1883 году был самым большим в России. Там могли одновременно находиться 10 тысяч человек, высота здания составляла 103 метра (выше, чем Исаакиевский собор), а площадь внутренних росписей – 22 тысячи квадратных метров.
Храм был разрушен в декабре 1931 года в результате сталинской реконструкции Москвы и воссоздан в конце 90-х годов прошлого столетия.
Здание собора в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Петербурге было выполнено в форме креста и венчалось пятью золочёными куполами. В главном алтаре размещались иконы «Спас Нерукотворный» и Зна́мения Пресвятой Богородицы греческого письма из походной церкви Петра I, находившиеся при нём во время Полтавской битвы. В марте 1932-го храм был закрыт, а год спустя снесён. Сейчас на его месте находятся сквер и памятный камень.
Преображенская церковь лейб-гвардии Гренаде́рского полка на Аптекарском острове в Петербурге славилась росписями и иконами, выполненными Карлом Брюлловым. Это единственный храм города из созданных по проектам Тона, который сохранился, но перестроен до такой степени, что от первоначального замысла почти ничего не осталось.
Екатерининский собор в Царском Селе и Петропавловский – в Петергофе, близ загородных императорских резиденций, сложенные из кирпича на цоколе из путиловского камня. Стены снаружи отштукатурены, на всех сторонах – арки с барельефами и лепными изображениями ангелов. Петропавловский собор был снесён в октябре 1930 года. Екатерининский взорвали в июне 1939-го, в 2010-х годах заново построили на прежнем месте.
Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Гле́бово Московской области представляла собой пятишатровый четырехстолпный храм с богатой внутренней отделкой: полы из белого мрамора, деревянный иконостас, в котором находился почитаемый список Казанской иконы Божией Матери, утраченный в 1917 году. В первые годы советской власти церковь была разорена, в настоящее время она находится в стадии восстановления.
Кафедральный собор Вознесения Господня – главный православный храм Ельца́. Здание поражает колоссальностью своих размеров. Внутри собор украшает трехъярусный иконостас из золочёного резного дерева, полы выполнены из мраморной мозаики.
По проекту архитектора построен собор равноапостольного князя Владимира на Центральном (Городском) холме Севастополя. Собор является усыпальницей русских адмиралов М. Лазарева, В. Корнилова, В. Истомина и П. Нахимова.
Архитектурный стиль Тона получил название русско-византийского и приобрёл статус официального стиля русской национальной архитектуры. В энциклопедическом словаре Брокга́уза и Ефро́на так сформулирована заслуга зодчего перед Отечеством: «Он первый отвернулся от слепого подражания западноевропейским образцам и указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины».