Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Зодчие и святыни: Константин Тон

Константин Андреевич Тон – один из наиболее известных зодчих николаевской эпохи. Почти все его светские сооружения успешно дожили до наших дней. Это пристань со сфинксами возле Академии художеств в Петербурге, Николаевские (ныне Московский и Ленинградский) вокзалы в обеих столицах, Большой Кремлёвский дворец и здание Оружейной палаты в Москве.

Проект четырёхстолпной пятиглавой церкви во имя святой великомученицы Екатерины за Кали́нкиным мостом в петербургском парке Екатеринго́ф получил личное одобрение императора Николая I и положил начало русско-византийскому стилю в архитектуре.

Именно в этом стиле Тон выполнил проект Храма Христа Спасителя в Москве, который на момент освящения в 1883 году был самым большим в России. Там могли одновременно находиться 10 тысяч человек, высота здания составляла 103 метра (выше, чем Исаакиевский собор), а площадь внутренних росписей – 22 тысячи квадратных метров.

Храм был разрушен в декабре 1931 года в результате сталинской реконструкции Москвы и воссоздан в конце 90-х годов прошлого столетия.

-2

Здание собора в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Петербурге было выполнено в форме креста и венчалось пятью золочёными куполами. В главном алтаре размещались иконы «Спас Нерукотворный» и Зна́мения Пресвятой Богородицы греческого письма из походной церкви Петра I, находившиеся при нём во время Полтавской битвы. В марте 1932-го храм был закрыт, а год спустя снесён. Сейчас на его месте находятся сквер и памятный камень.

Преображенская церковь лейб-гвардии Гренаде́рского полка на Аптекарском острове в Петербурге славилась росписями и иконами, выполненными Карлом Брюлловым. Это единственный храм города из созданных по проектам Тона, который сохранился, но перестроен до такой степени, что от первоначального замысла почти ничего не осталось.

Екатерининский собор в Царском Селе и Петропавловский – в Петергофе, близ загородных императорских резиденций, сложенные из кирпича на цоколе из путиловского камня. Стены снаружи отштукатурены, на всех сторонах – арки с барельефами и лепными изображениями ангелов. Петропавловский собор был снесён в октябре 1930 года. Екатерининский взорвали в июне 1939-го, в 2010-х годах заново построили на прежнем месте.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Гле́бово Московской области представляла собой пятишатровый четырехстолпный храм с богатой внутренней отделкой: полы из белого мрамора, деревянный иконостас, в котором находился почитаемый список Казанской иконы Божией Матери, утраченный в 1917 году. В первые годы советской власти церковь была разорена, в настоящее время она находится в стадии восстановления.

Кафедральный собор Вознесения Господня – главный православный храм Ельца́. Здание поражает колоссальностью своих размеров. Внутри собор украшает трехъярусный иконостас из золочёного резного дерева, полы выполнены из мраморной мозаики.

-3

По проекту архитектора построен собор равноапостольного князя Владимира на Центральном (Городском) холме Севастополя. Собор является усыпальницей русских адмиралов М. Лазарева, В. Корнилова, В. Истомина и П. Нахимова.

Архитектурный стиль Тона получил название русско-византийского и приобрёл статус официального стиля русской национальной архитектуры. В энциклопедическом словаре Брокга́уза и Ефро́на так сформулирована заслуга зодчего перед Отечеством: «Он первый отвернулся от слепого подражания западноевропейским образцам и указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины».