Мне казалось, что из церемонии открытия Олимпийских игр французы должны сделать нечто такое, что как минимум покажет: они по-прежнему являются сердцем европейской цивилизации.
Франция в свое время внесла весомый вклад в культуру западной цивилизации в целом и европейской в частности. Литература, живопись - всё это было. В 20 веке французы оставили свой, индивидуальный отпечаток в истории европейского кино. Французский язык, опять же…
К чему это я? К тому, что агрессивная либерально-демократическая повестка и глобализация сделали своё дело. Франция больше не может (или не хочет) аккумулировать и производить нечто, что можно было бы причислить к культуре.
Церемония открытия Олимпийских игр в Париже - это даже не безвкусица. Если бы. У этого мероприятия был отчетливый привкус разложения. Вот, кстати, иноагент Дмитрий Быков* любит такие слова, как гниль и распад (правда, в отношении России и русских). В случае с церемонией открытия можно смело взять любой быковский текст от 2024 года и заменить там слова Россия и русские на Франция и французы. Получится идеальное описание вчерашнего мероприятия.
Бородатый дядька (или тётька? кто ж их разберёт), извивающийся на сцене в похабном женском костюме. Куда же без повесточки. Причем всё оно являло собой символ чудовищной несовместимости одного с другим. Нечто явственно противоположное природной красоте.
Мария-Антуанетта со своей говорящей отрубленной головой, которую она, безголовая, держит в руках. Вот это вот глумление над своей историей - это что-то из ряда вон выходящее, на мой взгляд. Что-то такого я за французами - при всем их острословии - не замечала. Причем я же помню изображения Марии-Антуанетты. Это хрупкая на вид женщина. А не вот это вот мужеподобное чудовище из серии «кто красил розы в красный цвет». Что этим хотели сказать авторы? Что всё это прикольненько? Людей - какими бы враждебными по отношению к остальной части народа они ни были - за волосы вытаскивали в 1789 году из их домов. Головы им рубили так, что пришлось это поставить на поток и сделать гильотину. Кровь реками лилась. Это что, смешно? Это что, предмет для «арт-объекта»? Это трагедия народа. Это то, о чем вообще-то следует вспоминать с содроганием. Революция и гражданская война - это всегда вспарывание живота собственному народу. Как это всё воспринимать самим нормальным французам-то?
Но «вершиной» (вершиной дна, если такой оксюморон тут уместен) была кульминация церемонии - пародия на Тайную вечерю Христа, где вместо, так сказать, кое-кого сидит какая-то толстуха в ободке с лучами. Ну и «апостолы» все хороши: все как на подбор - черти и бесы…
Мне, кстати, довольно удивительно на этом фоне, как какая-то французская спортсменка-мусульманка боролась за то, чтобы выступать на этой Олимпиаде в хиджабе. Да там ведь не в хиджабе дело-то. Там же в целом ни один верующий человек - будь то христианин, мусульманин, иудей или буддист - не может принимать участие в этой вакханалии. Транс несёт олимпийский факел, педофил - среди соревнующихся. Как вообще можно участвовать в этом сборище? Тут хиджаб или нательный крест вообще ничего не меняют. На таком мероприятии это всё лишь пустая атрибутика, потому что верующий человек просто не может позволить себе принять в этом участие.
Сергей Мардан выложил фото какого-то золоченого всадника устрашающего вида, тоже с церемонии открытия. Сопроводив это подписью про всадника Апокалипсиса. И в этом, знаете ли, нет никакого глумления. И я тоже меньше всего хочу сейчас смеяться над этой помойкой. Потому что на самом деле это нисколько не смешно. Наоборот. Это очень страшно. Именно страшно.
Впрочем, я сама давно уже говорю о том, что на наших глазах происходит агония европейской цивилизации. А агония - это всегда очень и очень жутко.
Мой дедуля в отношении человеческой смерти всегда говорил, что смерть мгновенная - это смерть по блату. Ее еще надо заслужить. Так вот европейская цивилизация, судя по всему, умирает долго и мучительно. Никакой мгновенной смерти по блату. Только мучительное гниение - и всё из этого проистекающее.
Страшно.
*признан иноагентом в РФ