Найти тему
Жизнь и Чувства

«Баба Яга против» — гениальный советский мультфильм о страданиях индивидуума

С 19 июля по 3 августа 1980 года в Москве проводились Летние Олимпийские игры. Это были первые в истории Олимпийские игры, которые прошли на территории Восточной Европы. Также они стали первыми Олимпийскими играми, проведёнными в социалистической стране.

Для СССР это был большой праздник, проведение которого на своей территории могло поднять престиж страны в глазах мирового сообщества и показать страну Советов с лучшей стороны.

Но праздник оказался омрачен!

20 января 1980 года президент США Джимми Картер призвал другие страны бойкотировать Олимпийские игры в Москве. Это решение было ответом на введение советских войск в Афганистан, которое произошло 25 декабря 1979 года.

Понимая это, многие могут решить, что советский мультфильм «Баба Яга против» и был тем мультипликационным ответом на этот бойкот. Но я вас разочарую. Первые две серии этого мультфильма был готовы в 1979 году, а третья находилась на завершающей стадии. «Баба Яга против» была подготовленна до объявления бойкота и не могла быть, таким образным ответом на него. А ведь как логично было бы!

Не взирая на этот факт, этот мультфильм очень интересно разобрать, чтобы попытаться понять: А что же хотели сказать авторы?

Что мы видим в мультфильме?

Главная идея состоит в том, что Миша — талисман Олимпиады 1980 года — собирается ехать в Москву. Баба Яга, прознав об этом, вместе со своими сообщниками Кащеем и Змеем Горынычем, пытается этому воспрепятствовать, потому что она ПРОТИВ! Она сама хотела быть талисманом.

Но то, как это показано, для 1979 года, выглядит, прямо так скажем — странно!

Мне, как зрителю, совершенно непонятно, на чём строится существующий конфликт между главными героями. Если на него взглянуть, то прекрасно видно, что предпосылок для конфликта просто не существует. Баба Яга хочет быть талисманом просто так. Миша, судя по всему, хоть как-то связан со спортом, а потому его выбор вполне логичен, а вот Баба Яга каким боком к Олимпиаде относится? И вот она — Против, просто так, без объяснения. Даже всеми любимый «Ну, погоди» имеет объяснение конфликта между Зайцем и Волком. Волк банально хочет сожрать Зайца. А вот с Бабой Ягой вообще не понятно(хотя дальше в статье я постараюсь объяснить суть происходящего).

Теперь посмотрите на главных героев, в частности на Медведя. Миша, почему-то показан с застывшим лицом и придурковатой улыбкой. Всё что не делает Миша, он делает с одинаковым лицом, будто находится в прострации, а улыбка и вовсе выглядит приклеенной. Едет ли Миша на велосипеде, бежит ли, метает ли копье, раздает сувениры, зажигает олимпийский огонь — на лице ни капли изменений. Это что вообще такое? Символизм чего? Даже у Бабы Яги полный спектр эмоций на лице, а Миша — робот какой-то.

Возможно авторы хотели преподнести главного героя как образ, а не как живой персонаж, и поэтому у образа нет никаких эмоций, как у изображения на постере. Но это всё равно странно.

-2

Если вы со мной не согласны, и считаете что автор зря придирается, то посмотрите 13 выпуск мультфильма «Ну, погоди». Он тоже посвящен Олимпиаде 80 и вот там совершенно иначе раскрываются все герои. Все. испытывают эмоции, даже второстепенные персонажи. Да и снят «Ну, погоди» совершенно иначе.

ГЛОБАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО

Идем далее. Очень не понятно, почему Миша, кроме того что он выбран талисманом Олимпиады, сам, в одиночестве, участвует в разных спортивных дисциплинах? Вот он соревнуется в гонках на велосипеде. Вокруг никого.

-3

А в следующем кадре он уже метает копьё. И опять в полном одиночестве.

-4

А вот тут Миша уже вручает гостям сувениры, с чем Баба Яга совсем не согласна и против. Хочется спросить: «Где гости, которым вручают сувениры? Вокруг вообще никого!»

-5

Если смотреть на такие мероприятия, то и я буду против! Где все участники? С кем соревнуется Миша? Почему он выступает в разных дисциплинах? Кому он вручает сувениры? Где вообще все зрители или хоть какие-то персонажи кроме упомянутой троицы и Михаила? Что вообще происходит?

А вот тут мы переходим к самому главному моменту.

Всё что нам показывают, это не настоящая реальность, а всего лишь сон Бабы Яги. Именно поэтому мы вообще больше никого не видим в этой реальности.

Мы увидим только одного дополнительного персонажа и знаете кто это будет? Девушка-мотоциклист, ну очень уж похожая на Бабу Ягу(я думаю это её альтер Эго).

-6

Пустые города без людей. Пустые гостиницы, в которых живут только наши герои. Пустые трибуны стадионов без людей. Церемония вручения сувениров без людей? Что это? Это символизм отчуждения! Главные герои полностью отчужденны друг от друга и от мира, в котором существуют. Возможно в своей реальности Баба Яга полностью отчуждена, а потому во сне она и видит реальность такой, которой её воспринимает собственное сознание.

Но при чем тут тогда Михаил?

-7

Михаил — символ советского человека, который находится в состоянии смятения, но скрывает свои настоящие чувства за маской улыбки. Он не хочет, чтобы у других возникали к нему какие-то претензии и подозрения, а потому ведет себя так, чтобы не вызывать лишних вопросов — «улыбаемся и машем» — помните эту гениальную фразу пингвинов из «Мадагаскара»?

Баба Яга это чувствует, так как её реальная личность живет в этом обществе. Она видит эти приклеенные улыбки, как будто специально приготовленные для иностранных гостей, прибывающих на Олимпиаду, но за которыми скрывается огромный спектр чувств и эмоций; Баба Яга это видит, но при этом испытывает отчуждение. И она не верит в то, что ей рассказывают. Но в своей реальности не может возразить. Она не может сказать: «Я против» не получив за это обвинения во враждебности. Зато в своем сне она высказывает всё, что спрятано внутри, вываливает свои чувства и заявляет что она ПРОТИВ! Против этого всеобщего отчуждения!

Миша с плаката ничем не отличается от Миши, который едет на Олимпиаду. Тот же неизменный взгляд и криповая улыбка.
Миша с плаката ничем не отличается от Миши, который едет на Олимпиаду. Тот же неизменный взгляд и криповая улыбка.

В жизни она видит везде одно и то же, а когда спит, всё её естество обостряется против этого! Она против этого отчуждения и ненастоящих улыбок. Это то, что ей рисует её сознание! И именно поэтому, в своем сне она выбрала в свои соперники, того о котором все говорят, и везде показывают — Мишу Талисмана с приклеенной улыбкой — символизм общества, в котором живет.

-9

Это очень глубокий мультфильм о страданиях индивидуальности в мире общности — несчастной Бабы Яги, которая против созданной реальности. Но вырваться из этой реальности она не может, как бы она не старалась. И даже её альтернативные сущности Кащей и Змей, не могут ей помочь. Только в своем сне она может пытаться бороться, но в жизни для неё это невозможно. От реальности не скрыться. Приходится её принять или уходить во внутреннюю эмиграцию. Конформизм — враг любой индивидуальности.

И кстати, вы заметили, что Баба Яга ни в одном кадре не пересекается с Мишей? Они существуют вместе, но не пересекаются. Не соприкасаются. Совершенно разные реальности.

Вместо того, чтобы показать зрителям нормальный мультфильм о спортивных соревнованиях, где кроме главных героев участвовали бы и другие персонажи(как в том же «Ну, погоди»), и походу этих соревнований у главных героев происходил бы конфликт, авторы зачем-то показали нам какую-то глубокую параллельную реальность или сон, с множеством подтекстов и скрытого смысла.

В принципе, я не против такого изложения, так как показанное дает обильную почву для размышлений! Тут можно очень глубоко копать! Я лишь попытался немножечко капнуть, в комментариях вы можете продолжить...

В своем сне Баба Яга проиграла. Олимпийский огонь был зажжен. Но зрителей всего этого действа не оказалось, потому что это не реальность, а всего лишь сон! Именно поэтому в мультфильме мы вообще больше никого не видим!

-10

Спасибо авторам за название этого мультфильма, которое сразу же ушло в народ.

Если вы посмотрите на этот мультфильм под другим ракурсом, вы и сами увидите очень многие скрытые моменты!