Судьба отвела ему всего 45 лет, но за столь короткую жизнь писатель и режиссер успел вписать свое имя в историю кинематографа и литературы золотыми буквами. Он был заботливым сыном, талантливым творцом и... ужасным мужем-двоеженцем. Современники запомнили его таким разным, но невероятно отзывчивым, родным и очень теплым человеком.
В этом году Василию Шукшину, ставшему лицом простого деревенского мужика в советском кино, исполнилось бы 95 лет…
О том, как простой парень из алтайской деревеньки покорил отечественный кинематограф, материал "Жизни".
Голодное детство
Вся жизнь Шукшина была наполнена легендами и удивительными историями, которые он часто сам придумывал или смачно сдабривал деталями, рассказывая друзьям и знакомым из творческой "тусовки". Доподлинно известно, что детство будущего писателя и режиссера было тяжелым… Родился он в семье крестьян, которые скоро после появления на свет старшего сына вступили в колхоз в алтайском селе Сростки.
Отца Василия, Макара Шукшина, который трудился в поле, управляя молотилкой, арестовали в 1933 году по обвинению в антисоветском заговоре и краже урожая, в том же году мужчину приговорили к расстрелу, а реабилитировали лишь спустя много лет. После потери кормильца семье стало жить очень туго, хотя мать и вышла замуж за односельчанина, чтобы поднять детей. Вдвоем все легче...
- Жилось нам тогда, видно, туго. Недоедали. Мама уходила на работу, а нас с сестрой оставляла у деда с бабкой. Там мы и ели. Голоду натерпелись и холоду. На всю жизнь я сохранил к матери любовь. Всегда ужасно боялся, что она умрет: она хворала часто. Потом в нашей избе появился другой отец. Жить стало легче. А потом грянула война, и другого нашего отца не стало, - писал ШУКШИН в мемуарах "САМЫЕ ПЕРВЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ".
Троечник, моряк, инженер и учитель
В школе Вася учился плохо, зато постоянно носил с собой какую-нибудь книжку - он запоем читал все, что попадалось в школьной библиотеке. И самым страшным наказанием для шкодника был запрет матери на художественную литературу, если он вдруг получал плохую оценку.
В 1954 году простой парень из Сибири приехал в столицу, которую жаждал покорить с самого детства. После маленького села Москва показалась ему, простому деревенскому парню, такой необъятной, что Василий терялся, но выручал какой-никакой жизненный опыт. К тому моменту Шукшин уже успел какое-то время поучиться в техникуме, поработать в родном колхозе, потрудиться слесарем, отслужить в морфлоте. А еще, несмотря на плохую успеваемость в школе и "трояк", полученный за экзамен по русскому языку, после получения аттестата зрелости юноша работал учителем в Сростках – рабочей молодежи он объяснял азы родного языка и литературы. Правда, по словам самого Шукшина, учитель из него был некудышный.
- Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно. В глубине души не без гордости и счастья я верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело, - вспоминал Василий Макарович.
Взяли во ВГИК из-за простоты
А потом Василий понял, что хочет посвятить себя творчеству, поэтому поехал поступать во ВГИК. И хотя он "всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии", талантливого сибиряка все же приняли на факультет режиссуры к самому Михаилу Ромму.
В тот же год во ВГИК поступал и Андрей Тарковский. И если Шукшина считали слишком простым, то Тарковского изначально не хотели принимать из-за излишней замороченности. В итоге оба стали учениками Ромма.
Чтобы сын учился на очном отделении и мог обеспечить себе хотя бы самое необходимое в столице, любящая мать продала корову. И хотя сессию Шукшин всегда закрывал на "отлично", учиться ему было тяжело из-за огромных пробелов в знаниях – кстати, их он пытался восполнить самостоятельно. Много занимался сам и не боялся лишнюю ночь провести за книгами. Также парень стеснялся своего отличавшегося от всех говора и странного внешнего вида.
По воспоминаниям Шукшина, в Москву он приехал лишь с одним костюмом, из которого не вылезал. Позднее, чтобы хоть как-то слиться с "местными пижонами", он приобрел галстук-бабочку. Про нее даже писал знаменитый поэт Евгений Евтушенко, с которым у Шукшина были нешуточные споры в вопросах одежды и внешнего вида:
"Галстук-бабочка на мне, сапоги - на Шукшине. Крупно латана кирза. Разъяренные глаза. Первое знакомство, мы вот-вот стыкнемся. Придавил меня Шукшин взглядом тяжким и чужим. Голос угрожающ: "Я сказать тебе должон - я не знал, что ты пижон". (Е. Евтушенко, «Галстук-бабочка» (1976 год)
В студенческие годы Вася вступил в КПСС, но вместо отца во всех анкетах и документах указывал отчима - стеснялся отца, которого расстреляли. Лишь когда Шукшин был на втором курсе, его родителя оправдали. Тогда-то парня и накрыло страшное чувство вины - позднее он сильно сожалел, что "отказался" от папы….
- Я стыдился отца всю жизнь, а оказалось, что он ни в чем не виноват. Как же мне жить теперь со своей виной перед ним? – сокрушался Шукшин.
Актер и режиссер
Несмотря на то, что Василий Макарович учился на режиссера, на последних курсах он стал много сниматься в кино – его ценили за неподдельную искренность и открытость. Он играл так, как будто жил в кадре. И увлечение съемками так вскружило голову простому парню из села, что он забыл про диплом и не стал снимать выпускную работу. Мол, я и так уже все умею...
Однако в 1960 году Шукшин все-таки взялся за ум и стал писать сценарий. Уже тогда Василий Макарович понял: если хочешь сделать что-то хорошо – сделай сам, поэтому в своей постановке про деревенскую жизнь "Из Лебяжьего сообщают" он был и режиссером, и постановщиком, и сценаристом, и исполнителем главной роли.
- Начал работать как кинорежиссер - снимаю фильм по своему же сценарию. Снимать его буду на Алтае, наверное в Сростках… Фильм мой будет о шофере Чуйского тракта, поэтому, естественно, снимать надо там, - писал он.
Все творчество Шукшина-режиссера было связано с деревней – сердце простого русского мужика из глубинки всегда болело за село, колхоз, простой рабочий люд. Так родилась идея снять первый профессиональный фильм "Живет такой парень". Главную роль в картине исполнил еще совсем молодой Леонид Куравлев, который учился с Шукшиным.
Всего Василий Макарович снял шесть картин, каждая из которых обнажила разные аспекты жизни в деревне. Правда, он не любил работать над фильмами в родном селе, поскольку многие земляки считали, что Васька (как его звали в родных краях даже после свалившейся на него популярности) зазнался. Поэтому приходилось выбирать другие деревни и живописные места для творчества.
Параллельно Шукшин продолжал сниматься и писать. Свои произведения и рассказы он публиковал в советских газетах и журналах, а читатели с радостью скупали номера, чтобы познакомиться с очередным литературным шедевром деревенского писателя. Столько от его оригинального слога и стиля шло доброты и тепла, словно от русской печи.
Друзья Василия Макаровича среди поэтов и писателей отмечали его необычайный талант и часто говорили ему, чтобы он бросил все силы на написание произведений и забыл уже про кино.
- Бросай киношку, ты же писатель… Не слушай никого, только пиши, пиши, пиши. Я глубоко убежден в том, что первооснова всего — литература, - писал Шукшину поэт Василий Белов.
Но кино, как совершенно удивительная магия, манило Шукшина. "Печки-лавочки", "Калина красная", "Они сражались за Родину" - эти фильмы с участием Василия Макаровича стали настоящей классикой отечественного кино.
Двоеженец и плохой муж
Василий Макарович был хоть и простым деревенским парнем, но женщинам нравился. Первая любовь случилась у Шукшина еще в родном селе – с Машей он был знаком со школы, они долго переписывались, когда писатель уехал в столицу, а в 26 лет – как раз после первого курса ВГИКА – парень позвал ее замуж. Молодые люди уехали в ЗАГС, но вернулся мужчина... один.
Так сложилось, что сразу после обмена кольцами молодожены поссорились – Мария не захотела переезжать с любимым в Москву, так как боялась остаться в столице не у дел. Так Василий и уехал один.
- Родители Маруси были уважаемыми в селе людьми, но вот уехал Вася в Москву вскоре после свадьбы, а там видишь, какие люди? Особенно артистки. Вот и всё, не вернулся к ней, - писала мать Шукшина.
Через некоторое время Василий Макарович написал жене письмо, в котором попросил развод. Супруга отказала - тогда Шукшин пошел на хитрость: он как бы потерял паспорт, а при оформлении нового документа умолчал о семейном положении.
В Москве у красавца-актера было много страстных романов – говорят, он даже состоял в любовной связи с Беллой Ахмадулиной. Были у артиста отношения и с дочерью писателя Анатолия Софронова - Викторией. Девушка даже родила дочь от любимого, но ушла от избранника. Она считала, что ребенок должен расти в спокойствии и гармонии, а Шукшин позволял себе много вольностей: буянил, кричал, мог даже руку поднять.
А потом Василий Макарович расписался с актрисой Лидией Александровой и стал двоеженцем. За что тесть писателя, отец Марии, даже хотел убить зятя, но так и не решился на преступление, хоть и приехал за этим в Москву.
Маша же при встрече, спустя много лет, буквально бросила Шукшину в лицо, что он испортил ей жизнь. Впрочем, не только ей... Вместе с Александровой Василий Макарович прожил недолго: женщина быстро устала от неукротимого нрава писателя, его вспыльчивости и скупости на нежность и ласки.
Три признания в любви и смерть на "Дунае"
В 1964 году на съемочной площадке одного из фильмов Шукшин встретил 26-летнюю Лидию Федосееву, женился на ней и провел остаток жизни. Режиссер снимал жену в своих картинах, а в первом советском роуд-муви "Печки-лавочки" снялась вообще вся семья Шукшиных: сам режиссер, его супруга и две дочери - Мария и Ольга.
- Он за 10 лет нашей жизни только раза три, от силы пять, объяснялся мне в любви, да и то — от обиды или ревности. И вместе с тем хорошо знал меня, понимал… - рассказывала ЛИДИЯ ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА о муже.
Судьба отвела им чуть больше 10 лет – они пережили много радости и горя, а в 1975 году Василий Макарович уехал на съемки фильма "Они сражались за Родину", откуда так и не вернулся.
На теплоходе "Дунай" у артиста и писателя обострилась старая болезнь – язва желудка. Однажды он ушел в свою каюту, а в 3 часа ночи скончался от инфаркта. Бездыханное тело писателя обнаружил его друг…
Автор: Ольга Сливченко