Хочу посоветоваться. В январе следующего года исполнится 25 лет, как я работаю главным редактором газеты “Солидарность”. Это ж только так называется - “газета “Солидарность”. А за это время у нас заработали социальные сети, сайт с постоянно обновляющейся новостной лентой и оригинальными статьями, курсы дистанционного (а иногда и очного) обучения, издание многочисленной профсоюзной литературы, съемки видеоблогов, проведение совершенно уникального события - интеллект-форума “Профсоюзы. XXI век”. И - как “печка, от которой пляшут”, - печатный еженедельный выпуск газеты “Солидарность”.
Да, за несколько последних лет возникла и развивается электронная подписка. Но бумажный номер - был и остается. Более того, подписка на печатный номер остается и основой экономики газеты. Около 60% доходов издания - это бумажная подписка. Ведение социальных сетей, сайт, видео - это вещи нужные, но затратные, деньги на них берутся из доходов от “бумаги”.
Но мы знаем мировую, да и российскую, тенденцию: подписка на бумажные издания сокращается. Да, тираж газеты держится на примерно одном уровне, но, скорее всего, через несколько лет и “Солидарность” столкнется с этой проблемой. Возможно, нам нужно будет еще более активно дополнять нынешний основной бумажный носитель какими-то иными…
Сейчас мы решаем задачу ФНПР по информированию профсоюзной аудитории профильной информацией. И стараемся делать так, чтобы, кроме своей необходимости, эта информация была и “завернута” в интересную упаковку. То есть чтобы пользователь был готов за нее заплатить деньги.
Некоторые коллеги считают, что профсоюзные издания должны быть бесплатными и находиться на полном бюджетном профсоюзном финансировании. Не очень с этим согласен.
Во-первых, потому что бесплатные вещи мало ценятся.
Во-вторых, потому что необходимость знать интересы аудитории воспитывается через продажи и развитие качества продукта.
А в-третьих, потому что в децентрализованной финансовой системе - а профсоюзы у нас как раз такие - нет у центральных органов столько денег, чтобы тратить на свое издание. Сейчас учредители “Солидарности” поддерживают наш бюджет процентов на 17 (при этом процент дотаций сокращается), остальное нужно заработать самим.
И, как говорится, “внимание - вопрос”: каким по содержанию и форме должен быть информационный продукт профсоюзной структуры, чтобы потребитель - профсоюзные организации - был готов приобретать его для профактива?
Еще раз повторю: ответ “переходите на бюджетное финансирование и печатайте все бесплатно” не принимается по изложенным выше основаниям.
Может ли существовать целевой отраслевой взнос на профсоюзное издание?
Понятно, что важно содержание. Некоторые из регулярных рубрик газеты представляются мне не только уникальными, но и важными для профактива, для его понимания “что там наверху делают?!”. В частности, это “Парламентская хроника”, обзоры заседаний Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Но, может быть, чего-то не хватает?
Вот такие, совершенно непростые, “смутные сомнения”, по аналогии с управдомом Буншей, “меня терзают” накануне четвертьвекового юбилея.
Что скажете, Читатели?
Александр Шершуков, главный редактор "Солидарности"