В просторечии русском автомобили эти обратной комфортности обычно называют просто автозаками (АВТОмобилями для ЗАКлюченных). Слово такое появилось еще в 1980-е, совершенно вытеснив прежнее - «воронок». По документам автозаки именуются просто аббревиатурой АЗ.
Специальные автомобили используются для перевозки задержанных, подследственных и осужденных. Правда, в последнем случае автозаки уже на балансе ФСИН, а не МВД, пребывают.
Первые автозаки в нашей стране появились еще при царе-батюшке, одними из первых в мире. Первый русский автозак от автозавода «Лесснер» мог перевезти 6-8 заключённых на скорости всего в 25 километров в час.
Широко приняться автозаки в нашей стране уже в 1920-е годы начали. Вот так, к примеру, перевозили обвиняемых по печально известному «Шахтинскому» делу 1928-го.
А так транспортировали арестантов уже в брежневские 1970-е годы.
Сегодня автозаки изготовляются на основе грузовых автомобилей или же автобусов. Внутри кузова обычно перегородка, делящая пространство на 2-3 камеры для спецконтингента плюс особое помещение для конвоя. Кабина водителя изолирована, общение конвоя и шофера идет с помощью переговорного устройства.
- Из помещения конвоя осуществляется доступ во все камеры. Самих же камер должно быть несколько, чтоб можно было раздельно везти разных задержанных - например, мужчин и женщин.
Для перевозки заключенных в условиях плохих и долгих дорог, например, на северах, используются автозаки на базе КамАЗа или «Урала» с колесной формулой 6x6. А также с багажным отсеком для личных вещей конвоиров и продовольственных пайков - путь то может очень неблизким оказаться!
Каждая деталь автозака (решетка и т.д). должна быть правильно установлена и прочнейше закреплена. Иначе может запросто превратиться в оружие в руках вырвавшегося на свободу буйного арестанта. Что будет стоить жизни конвоиру или ни в чему не повинному человеку на улице, которого атакует беглец.
- Каждому арестанту в спецзаке государство гарантирует площадь 50 на 60 сантиметров. Площадь одиночки - 0.5 квадрата. В «стакане», кстати, могут ехать любые арестанты, которых нужно изолировать от прочей братии. К примеру, дамы.
Сегодня камеры в автозаках обязательно оснащаются системами видеонаблюдения. Плюс системой ГЛОНАСС, что в режиме реального времени следит за состоянием и местонахождением спецавтомобиля, передавая все данные на пульт дежурному.
Обязательна видеозапись - чтоб потом можно было легко оценить правомерность действий конвоя, если арестант вдруг удумает жаловаться. Плюс спецсигналы, вентиляторы, отопители, переговорно-сигнализационное устройство «Незабудка»... Из-за такого большого числа электроприборов на автозак приходится ставить дополнительный аккумулятор, а то и не один.
Самый популярный сегодня полицейский автозак, это все же спецтранспорт на основе ПАЗ-32053. Именно этими классическими машинками, по сути обычными переоборудованными пассажирскими автобусами, стражи порядка забирают участников несанкционированных массовых митингов и демонстраций.
- А вот для перевозки особо опасных преступников используется чего посерьезнее - та самая техника с одиночными камерами «стаканами».
Главный видимый элемент комфорта в автозаке - деревянная или металлическая лавка с поручнями, к которым пристегивают наручниками. А вот конвоирам положены мягкие кресла.
Пол автозака обязательно усилен стальными профилями - во избежание пропиливания. Камеры и кузов обязательно обшиты сталью толщиной не менее 0,8 сантиметров. И подлежат санитарной обработке после каждого "заезда" - ведь неизвестно чем больной «пассажир» там мог путешествовать.
В нашей стране спецавтомобили по мере возможностей оснащаются кондиционерами. А также биотуалетами - если дорога дальняя предстоит. Правда, хочу сказать, наличие таких опций вовсе не означает их рабочее состояние :)
Автозаки системы ФСИН имеют отличительные зеленые полосы и соответствующие надписи-эмблемы ведомства. А также могут быть оснащены биотуалетом, что располагается под сиденьем в камере-одиночке. Именно на таких автозаках осужденных везут, к примеру, на вокзал - чтоб потом по этапу далее уже в вагонзаке отправить.
Обычно в автозак положено сажать около 15 «пассажиров». Однако при случае туда и все сорок могут набить конвоиры, если нужно на бензине сэкономить. Вот тогда держись сердечники, особенно в летнюю жару!
Кстати, бывалые арестанты в пекло стараются вперед в раскаленном стальном автозаке не лезть, норовят сесть у самой решетки - чтоб легче дышалось. А вот всякого рода осужденных за извращения конвоиры, напротив могут посадить прям посреди толпы, что та получше навалилась. А потом скажут:
- Ничего не поделаешь, сердечко не выдержало.
В Москве в августе нередко проводятся соревнования по вождению автозаков. Звучит, как шутка - но нет. Чистая правда :)
Понятное дело, свои автозаки имеются у правоохранителей и в других странах мира. Например, знаменитые арестантские автобусы в США, многим из нас хорошо знакомые по старым американским фильмам о всяких там побегах заключенных маньяков).