Я считаю лето лучшим временем для чтения классической литературы и восполнения всевозможных читательских пробелов. Вероятно, во мне говорит маленькая школьница, с удовольствием получавшая список литературы на каникулы, коей я когда-то была… И не то, чтобы ныне три жарких месяца предоставляли мне больше свободы, ведь рутины в это время у меня меньше не становится, и все же есть ощущение, что с книгой в руке лето тянется, что твоя жвачка bubble gum со вкусом клубники, даруя несколько дополнительных минуточек в сутках. Познакомиться с Милым Другом я хотела уже давно, вот только встреча наша откладывалась на неопределенный срок не раз и не два, хоть и оставлен дома без внимания прекрасный азбучный сборник. В этом июле я решила положить конец этой читательской несправедливости.
Сюжет романа известного французского классика удивительно прост. Читатель знакомится с Джорджем Дюруа, сыном мелких рантье и бывшим унтер-офицером, прошедшим службу в Алжире, а ныне служащим в управлении Северной железной дороги. Джордж гол как сокол, заработанных денег ему едва хватает на еду. Самое большое удовольствие, которое он может себе позволить, - две кружки пива на бульваре по вечерам. Правда, вам все же вряд ли захочется нашего героя пожалеть. Автор не делает тайны из того, что привычным занятием Дюруа во время службы была расправа с товарищами над беспомощными арабами ради кур, баранов, золота и повода для шуток на полгода…. Ныне же все в нем напоминает соблазнителя из бульварного романа. Извлекая пользу из собственной счастливой наружности и галантного обхождения, он все время пытается то там, то здесь урвать немножко любви и всегда надеется на нечто большее и лучшее. Еще в армии Дюруа дал себе слово стать хитрецом, пройдохой и ловкачом. Он верил в свою звезду (не путать с Джеем Гэтсби), в то, что обладает даром покорять сердца, чувствовал в себе непонятную и неодолимую силу, перед которой не могла бы устоять ни одна женщина. Уверенность в себе никогда не будет лишней, если только не плещет как пунш через край бокала, делая липкими руки и оставляя грязные пятна тут и там. Постепенно, по воле случая и не без определенных усилий, Дюруа начинает свое восхождение по социальной лестнице, от роли служащего к высоким чинам, вот только приёмчики для этого использует не всегда красивые и честные. На подкрученные усики Дюруа слетаются, как мотыльки на огонек, дамы самых разных сословий, и каждой он не побрезгует воспользоваться ради собственной выгоды. Внимательный читатель насчитает таких представительниц прекрасного пола не меньше пяти, но едва ли обретет в душе сочувствие хотя бы к одной из них… Или, быть может, моя черствость, не дала мне этого сделать? В любом случае, каждая из светских бабочек, уверенная в собственной непреклонности (или неповторимости?), ошибется на свой счет. Джордж же будет только рад использовать в своих целях добросердечность одной, глупость другой, самоуверенность третьей… и каждую покорит, как ту новую высоту на пути к Олимпу. Безусловно, не только успехи Джорджа Дюруа на любовном поприще лежат в основе романа. Следуя за героем по пятам, читатель неизбежно окунется в жизнь парижского бомонда, пристально рассмотрит сам город, то легкомысленный и притягательный, как аромат пробежавшей мимо кокетки, то угнетающий, преисполненный пороков и низменных страстей. Позволит автор стать невольным свидетелем некоторых политических интриг, а еще познакомит с производственной кухней журналистского дела, бурной жизнью любой светской газетенки с претензией на оригинальность и столичный размах. И конечно, куда как любопытно наблюдать за самим Дюруа, который хоть и совершает крутой карьерный подъем, но на деле в плане нравственном падает ниже некуда. Преследуя свои цели, он растеряет даже те немногие положительные качества, что у него были. Если нужно, откажется от собственной идентичности, если полезно - от старых знакомых, а коли не в тягость, легко поживет и покормится за чужой счет. Ранее он не брезговал посещать места, что кишат девицами легкого поведения, ныне же, будучи руководителем, он чувствует, что внимание проститутки оскорбляет его. Джордж становится богохульником, которому не грех под сводами храма поразмышлять о перспективе грядущего соблазнения, а после напасть на священника, так некстати отвадившего его жертву… Достигнув социальных высот и морального дна, Дюруа уверенно стучится вниз и открывает для себя новые и новые глубины. Этот известный роман Ги де Мопассана станет для любого жаждущего читателя еще одним образцом непревзойденной классики, заставляющей крепко задуматься. В частности хотя бы над тем, на что способна человеческая натура на пути к успеху. Можно бы сказать, что Милый Друг проделал подобный путь лишь потому, что изначально не был человеком высоких душевных качеств, но сдается мне, что благополучия ради подобный вираж способен совершить и человек куда более достойный (достаточно вспомнить недавно прочитанный роман Арчибальда Кронина). Я же оставляю за собой право отнять у данного произведения одну звездочку лишь потому, что по забавному стечению обстоятельств умудрялась засыпать над книгой каждый вечер, пока не достигла кульминации, независимо от времени чтения и количества прочитанных страниц. Винить в этом автора точно не берусь, но сей факт определенно запомню.
Читайте классику, друзья. Книга за книгой все больше убеждаюсь в том, что разница эпох никак не мешает возможности поразмышлять и научиться чему-то у каждой истории. Вероятно, потому, что время идет, а человек не очень-то и меняется.
— Знаешь, что я тебе скажу, друг мой? Ведь ты и правда имеешь успех у женщин. Надо этим пользоваться. С этим можно далеко пойти. После некоторого молчания он, как бы размышляя вслух, задумчиво проговорил: — Женщины-то чаще всего и выводят нас в люди.
Рецензия пользователя livelib.ru Tsumiki_Miniwa. Источник