Легендарная Евгения Симонова – одна из главных звезд театра имени Маяковского. На сцену она выходит регулярно. Причем, не только в России. Корреспонденты PROZVEZD встретили Евгению Павловну на гастролях в Белоруссии. Там она представляла спектакль «Русский роман», рассказывающий о драматичных годах жизни Льва Толстого. В постановке Евгения Павловна играет жену Толстого Софью Андреевну. Наш разговор с именитой актрисой мы начали именно с этого…
«Мой муж – не гений, но невероятно одаренный»
- Евгения Павловна, в народе бытует мнение, что Толстой при жизни был диктатором. И с домашними у него были очень непростые отношения…
- Там была диктатура с его стороны, безусловно. Но он был великий гений. И его супруга Софья Андреевна, и дети прекрасно понимали, с кем они живут. Есть огромное количество семей, где глава семьи - абсолютный диктатор. Издевается над всеми домочадцами, при этом не имея никаких оснований.
- А гений на это имеет право?
- Толстой не издевался в физическом плане... Они все почитали за счастье жить с ним. У Толстого были прекрасные отношения и с женой, и с детьми. Дочери его боготворили. Отвечая на ваш вопрос… Я не знаю, кому позволено, а кому – нет.
- Если бы вы жили с гением, то как бы вели себя?
- Я не могу назвать гением своего мужа. Но он (Андрей Эшпай – авт.) - потрясающий режиссер, который снял «Дети Арбата», «Униженные и оскорбленные». Он снял и мою любимую картину «Многоточие» - это экранизация повести Виктора Некрасова.
- Это был его подарок вам?
- Да, он сделал мне такой подарок на 50-летие. Мой муж - невероятно одаренный человек. Но жить с ним очень непросто. У нас в этом году будет сорок лет совместной жизни. И я была счастлива с ним все эти годы.
- Ничего себе «непросто», а сорок лет прожили!
- А с кем просто? А потом я считаю, что лучше жить сложно, но интересно. У нас хорошая пара, правда. Честно. Вот так мы «попали». И он не сразу, и я не сразу. Мне было почти тридцать лет, когда мы познакомились…
- Думаете, лучше заключать браки в осознанном возрасте?
- Никто не знает, когда лучше. Это лотерея. Можно и в первом браке прожить всю жизнь. Юные браки иногда такие крепкие бывают. Не знаю точного ответа на этот вопрос. Надо пробовать.
- Вы в одном из интервью сказали, что судьба русской женщины тяжелая…
- Она чудовищно тяжелая.
- Почему?
- Все-таки история нашей страны сложная очень. Было много трагедий глобальных: революции, войны. Наверное, если смотреть с исторической позиции, то в каких-то маленьких странах женщинам жить проще. В тех странах, которых война не коснулась... Хотя по сути женская судьба вообще очень трудная. Но хочется думать, что кому-то живется легче. Например, француженкам.
- Ваша дочь – известная актриса Евгения Кайдановская. Вы с ней часто выходите вместе на сцену. Это чье было решение?
- Она - очень талантливая девочка. И уже взрослая. Я очень люблю с ней играть вместе, всегда выхожу на сцену с радостью. Мы с ней много играли. Как-то подсчитали: у нас около десяти спектаклей совместных. Потому что давно начали - уже лет 20 играем вместе, если не больше.
- Она сама решила пойти вашими стопами и стать актрисой?
- Она неважно училась в школе, мягко говоря. Ей больше некуда было.
- Вот это признание…
- Она сама это любит говорить в интервью, которые дает. Когда у нее спрашивают, про учебу, она говорит так, как было на самом деле.
- Вас часто в школу вызывали?
- После родительского собрания всегда говорили: «Все свободны, а 2-3-4 человека, пожалуйста, останьтесь». Я всегда была среди них.
- Стыдно было?
- Я краснела. Но у нас в школе был директор замечательный, который очень хорошо ко мне относился. И у нас была с ним такая игра: он меня ругал, а я делала вид, что боюсь. Но при этом я знала, что он ее не выгонит и она получит образование.
«Внуки за звезду меня не считают»
- Евгений Павловна, ваше звездное имя детям никогда не мешало?
- Это непросто. Я как-то прочла интервью Константина Райкина, который сказал, что актерским детям в чем-то проще, но в чем-то гораздо тяжелее. Молодой артист должен, выходя на сцену, убедить зрителя, что он может. А актерский ребенок должен изначально не убедить, а переубедить. Потому что первая реакция, когда на сцене появляется сын или дочь известного человека, однозначна: «Ну понятно, родственники помогли». Слава Богу, что сцена - безжалостная штука. Как ты пришел сюда, совершенно неважно, кто у тебя мама, папа, поклонник или бабушка с дедушкой. Прозвенело три звонка, пошло действие и сразу понятно, что ты из себя представляешь. Если ты пришел на сцену незаслуженно, то никакое звездное имя тебе не поможет.
- Вы не отговаривали дочку от профессии?
- Нет, не отговаривала. Потому что я видела, на что она способна. Когда мой внук пошел в профессию, я его отговаривала. Потому что он хорошо учился. И мне было очень обидно. На его образование было потрачено много и сил, и денег. Он мог рассчитывать на другую профессию.
- Ваши домашние вас как воспринимают как звезду или как маму и бабушку?
- Нет, они абсолютно не воспринимают меня, как известную артистку. Для них я – бабушка. «Бабуля, а блинчики будут?» - спрашивают у меня. Я блинчики очень вкусно готовлю. Дети и внуки не считают меня звездой. Да и какая я звезда! Звезда – это Мерил Стрип. Нынешнее поколение актеров немного по-другому себя ощущает. Но у них другие деньги, другие возможности. А мы все были нищими. Меня знала вся страна, но при этом за «Афоню» я получила 240 рублей. Помню, я на этот гонорар у спекулянтов купила сапоги.
- И все?!
- Подарки близким еще купила и проигрыватель. Вот и все.
- Евгения Павловна, не могу не просить. Про вас всегда ходило много слухов. Какой самый забавный был?
- Я ничего не читаю про себя. Зачем же мне глупость эта? У меня есть такая возможность - почитать интересное что-то. Есть книги, которые я обожаю. Я лучше их перечитаю, чем буду на слухи обращать внимание.
Даниил Николаев.