Оставшись под большим впечатлением от "Рифа" Алексея Поляринова, решила сразу продолжить знакомство с его творчество. И прослушала в аудио его дебютный роман - "Центр тяжести".
Роман - довольно большой, почти в два раза больше, чем "Риф". И в аудиокниге, которую я слушала, он предваряется предисловием автора. Там Алексей Поляринов, спустя годы после написания книги и ее первой публикации, смотрит на свой труд как бы со стороны. Сам указывает на очевидные недостатки этого текста, характерные впрочем для многих дебютных произведений. И истоком этих недостатков служит то, что автор пытается поместить в книгу ВСЁ, что он узнал и осознал.
То есть я была предупреждена, что в книге меня ждет явный переизбыток тем. И все-равно в какой-то момент мне захотелось воскликнуть: "Стоп! Хватит! Горшочек не вари!" Я всерьез думала о том, чтобы бросить книгу, не дослушивать ее до конца. Но я рада, что не поддалась этому порыву, и сейчас имею целостное представление об этой работе.
Мне очень понравилась первая треть романа - о детстве главных героев. Повествование ведется от имени Петро. Он рассказывает о своих родителях: отце (талантливом, но не гениальном математике), о матери (амбициозной, но так и реализовавшей свои таланты); рассказывает о жизни в небольшом поселке "Рассвет", о рождении своего младшего брата - Егора, о первой любви, о школьных буднях, о разводе родителей... И все это написано - прекрасно, очень искренне, увлекательно. Читатель вместе с героем может перенестись в свое собственное детство и вспомнить, как трудна и запутана была жизнь, "когда тебе целых 13 лет".
... А потом герои повзрослели - очень резко и неожиданно.
И начался какой-то винегрет: и изнасилования, и горячие точки, и теории заговора, и перфомансы гиперреалистов... и чего только не было там еще. Главный герой - Петро (Петр Портной) - становится одним из учредителей оппозиционной газеты, про которую он скажет: "Мы если и показывали средний палец, то старательно маскировали его под указательный". И мне начало казаться, что весь этот роман - это такая попытка замаскировать средний палец под указательный.
И именно в этот момент мне захотелось прекратить чтение. Я не интересуюсь политикой. Это мой осознанный выбор. Я просто не люблю примыкать к толпе: ни к той толпе, которая "за", ни к той толпе, которая "против". И у меня возникает защитная реакция, когда меня пытаются - "завербовать", когда глобальные события освещаются только с одной стороны. В этот момент я испытывала досаду на автора и даже некоторое разочарование в нем.
Но все вновь переменилось, начиная с главы про Бертольда Брехта - полного тезки знаменитого драматурга. Это рассказ о филологе, который жил в Германии в 1930-е гг. Он не боролся с нацизмом и не защищал нацизм, но нацизм его уничтожил.
В общем, после этой главы я поняла, что читатель гораздо более свободен, чем писатель. Писатель не имеет морального права умалчивать о том, что рвется у него изнутри. Для писателя написание текста - это процесс осмысления происходящего. То есть писатель - это не проповедник, вещающий с кафедры; а обычный человек, неравнодушный к проиходящему и приглашающий вместе задуматься над существующими проблемами.
Буду ли я читать "Кадавры"? Да, совершенно точно - да. Но, пожалуй, не сейчас.
Я рада, что первый роман, с которого началось мое знакомство с автором, был "Риф". То есть я уже знаю, что от романа к роману автор развивается, эволюционирует. И у меня появился большой интерес следить за этим развитием и дальше.