Приветствую Вас!
Сегодня я хочу рассказать о впечатлениях после просмотра сериала "Слово пацана", спустя полгода с момента премьеры. Помню, середина - конец декабря 2023, близится новый год, и вместе со всей этой предновогодней суетой, многие ждали новую серию сериала, который стал бомбой, разрывающей шаблоны: он обнажал что - то тайное, опасное, к чему не хочется быть причастным, но очень хочется взглянуть хотя бы одним глазочком). Что - то такое, что вряд ли покажут без цензуры по телевизору.
Кстати, я тоже ждала новые серии, мы бесконечно спорили о том, чем все закончится, но увы, никто не угадал.
- О чем сериал
В сериале нам показывают историю обычного, скромного школьника, маминого помощника, ученика музыкальной школы, примерного парня, переживающего кое - какой кризис, ну или просто сложности. Судьба сводит его с полной противоположностью.
К чему это приведет, смогут ли ребята полностью изменить свои убеждения и кардинально измениться?
- Казанский феномен
Если же характеризовать сериал более масштабно, то он в большей мере, о казанских группировках конца 80 - х - начала 90 - х: многие, наверное, слышали о «казанском феномене», когда на улицах Казани стремительно росло количество группировок, состоявших из несовершеннолетних молодых людей, которые объединялись чаще всего по районам или улицам, где проживали. И начиналась «война за асфальт» - раздел территории, влияния и прочего.
«Мотаться» начинали достаточно рано, уже в 10-12 лет можно было «пришиться» и стать «скорлупой», «шелухой», в 15-18 лет уже стать «супером», и с 18 лет - «старшим» - вот такая несложная иерархия.
Таким образом, эти события и легли в основу сериала, но его нельзя назвать полностью основанным на реальных событиях - об этом говорит и сам автор.
Предполагаю, что сцены у которых нет прямых реальных прототипов, все - равно могли происходить достаточно часто, и это больше образ собирательный, как например, сцена в раздевалке, когда на Андрея наезжает Искандер - такие моменты происходили в каждой школе, даже во времена моей юности.
Сложное и опасное время: в сериале на дворе 1989 год, страна пропитана ожиданием перемен и пугающей неопределенностью, а молодому поколению еще нужно выбирать свой дальнейший путь, но это позже, а пока тебе 14 лет нужно решать кто ты: пацан - группировщик или чушпан - вечная жертва. Третьего, как я поняла по книге и сериалу, было не дано.
- Пацан или чушпан
По рассказам автора книги и его современников, многие мужчины рожденные примерно с 1958 по 1980 год в Казани, так или иначе соприкасались с группировками: кто - то был участником, кто - то наоборот, подвергался нападению.
Говорят, что само определение «чушпан» пошло от длинноволосых парней, которых били пацаны, так и пошло в народ.
Молодые люди шли за защитой и поддержкой, по - другому жить было сложно.
Конечно, можно быть чушпаном, отдавать хорошие вещи, деньги, быть мишенью для битья, но это не может продолжаться вечно, а группировки - это как братство: «пришит» значит защищен. Правда, Ералашу это не очень помогло, но это больше похоже на жестокое, несчастливое стечение обстоятельств.
- Кирилл «Фантика»- предатель или жертва обстоятельств?
В непростой ситуации оказывается Кирилл по прозвищу «Фантик»: как быть, когда напали на твоего товарища, но силы противника значительно превосходят, и совсем непонятно, чем закончится эта потасовка. Хотя, догадываться можно.
При взгляде со стороны, многие однозначно отдадут предпочтение пацанским принципам: это же друг, нужно было выбежать, помочь, биться до последнего. Ералаша очень жалко, но можно понять и Кирилла.
Говорить мы все можем красиво, но когда возникает такая ситуация, далеко не каждый проявит смелость и выбежит на верную смерть, драться с членами другой группировки.
С другой стороны, Кирилл пытался предотвратить беду - он сразу все понял, но слишком добрый и принципиальный Миша «Ералаш» не послушал товарища, и не в том месте проявил свою доброту.
Кирилл и Ералаш оказались просто не в том месте, не в то время. Не дай Бог, никому оказаться в такой страшной ситуации, из которой нет правильного выхода, есть только последний и «чушпанский». Вдвоем парни вряд ли смогли бы оказать противостояние толпе более взрослых «группировщиков», не остался бы Кирилл в автобусе - было бы их двое, безвременно ушедших, но с другой стороны, Кирилл мог бы предпринять какие - нибудь меры, попросить водителя вызвать милицию, выпрыгнуть у ближайшего автомата и набрать номер старших, милиции, скорой, прибежать в ДК, но он ничего не сделал - это плохо, он струсил и виноват за свое бездействие. Можно было не вмешиваться в драку, не рисковать собой, так как, Ералаш принял самостоятельно решение подождать парней, и сообщил, что он «при делах» - это его выбор: пацанский, честный, благородный, последний, но его, с Кириллом он при этом не советовался, но по - человечески, обязательно нужно было помочь другу, хоть как - нибудь, не вывозишь физически драку - зови на помощь, Кирилл же просто испугался и малодушно уехал домой, понимая, что там происходит, и что ему с этим жить. История очень грустная и печальная, и почему - то мне кажется, что такое тоже нередко происходило на улицах. Толпой на одного - это ужасно, и наверное, противоречит пацанским понятиям - вспоминаю драки парней в мои школьные годы, их называли «стрелками», даже тогда были определенные правила: один на один, до первой крови, лежащего не бьют и прочие, а тут действовали жесткие запреты, понятия, но случилось то, что случилось.
- Адидас & Кощей
Ярким примером "как надо" выступает Вова Адидас, он чтит пацанские понятия, но при этом, действует человечно, вникая в ситуацию.
В каких - то моментах он готов отойти от принятых стандартов, но делает это мягко и без огласки. Парень из благополучной семьи, прошел войну в Афганистане, силен физически, умен, в авторитете среди окружающих - у Вовы нет причин быть злым, жестоким, он пытается установить справедливость, честные, братские отношения, минимизировав криминал, но это не всегда получается.
Вове противостоит «Кощей» - представитель криминального мира, проживающий, и ведущий свои дела в том же районе «Универсам».
Эта роль принесла Никите Кологривому огромную славу, как бы он не зазвездился сейчас - Кощей у него получился очень настоящий и интересный.
- Почему мне не нравится Турбо
Турбо слишком резкий, слишком принциальный, складывается ощущение, что у парня ничтожно мало опыта, и он ни разу не попадал в ситуацию, когда приходится эти принципы нарушить.
Для него пацанские понятия - это самое весомое и святое, именно он идет узнавать подробности трагичного вечера из жизни Айгуль, и косвенно он тоже виноват в случившемся, а в травле девушки - виноват полностью. Ведь это ему спокойно не жилось, а нужно было узнать, что произошло в кафе «Снежинка». Две поломанные жизни в итоге, стоила ли того глупая принципиальность?
Турбо слишком очевидно недолюбливает Марата, к нему он излишне придирчив. Вот даже в ситуации с Айгуль, девушки уже нет, можно забыть и простить, но нет, Турбо напоминает и требует поступить по - понятиям.
- Пацаны не извиняются
Для пацанов того времени, судя по сериалу, извиниться или попросить прощение - было хуже смерти.
Пацаны не извиняются.
Как думаете, если ли что - то выше принципов и понятий? Можно ли, нарушить, если ситуация критическая?
Вова смог, «Желтый»-нет. Стал ли Вова хуже от этого? Нет, не стал.
Стал ли от этого живее «Желтый»-тоже, увы, нет.
- Айгуль
Девочка очень гордая и порядочная, совершенно из другого мира, который не имеет ничего общего с группировками.
Вот и играла бы она на своей скрипке, смотрела бы мультики, и наслаждалась бы последними денечками беззаботного детства, но нет - или влюбилась, или захотелось криминальной романтики и приключений.
- Зима
Парень вызывает искреннюю симпатию: принципиальный, настоящий, в спорных ситуациях слепнет (например, когда случается конфликт на пустыре с Желтым, и Вова вынужден пойти против пацанских принципов ради близкого человека).
В случае с Айгуль, парень тоже мягко объясняет Марату сложившуюся ситуацию. Он человечный, что особенно выделяется на общем фоне, особенно на фоне отморозков (Колика, Кощея и других).
Будучи умным и разбирающимся в людях человеком, Вова назначает именно его старшим, в надежде на справедливые решения.
- Призрачное счастье Айгуль и Марата
Медленный танец Айгуль и Марата под песню «Я хочу быть с тобой» становится пророческим: девушка повторяет судьбу героини, а парня ждет жизнь с тяжелым грузом на сердце.
Взгляд Вовы в этот момент очень грустный и понимающий, он осознает всю серьезность ситуации, ему жалко влюбленного Марата, ни в чем неповинную девочку, но как пойдешь против уличных понятий?
- Трагедия девочек, у которых «уже было»
Я читала книгу «Слово пацана» Роберта Гараева, там более подробно рассказывают об этом в некоторых историях: о том, что происходило с девушками, после интимной связи с мужчинами. В случае с изнасилованием ситуация усугублялась, так как, мог иметь место не только классический половой акт - что не то, что не поощрялось, а очень осуждалось, особенно если девушка имела отношение к крайне религиозному молодому человеку или группировщику.
Для пацана общение с такой девушкой - прямой путь к тому, чтобы стать «помазком», что означало исключение из группировки, получение низкого статуса на все время пребывания в обществе с подобными понятиями.
Нельзя пить из одной бутылки, нельзя курить одну сигарету на двоих, запрещен любой контакт - члены группировки должны быть чистыми, как и их девушки, если что не так - «отшивали». С одной стороны, такие понятия - хороший уровень нравственности, но с другой: если такая ситуация уже произошла, что же дальше? Ведь окружающие не примут, жить жизнью второсортного человека, без права что - либо изменить - это жестоко.
По воспоминания современников, из книги, девушек у которых «уже было», особенно юных, очень стерегли, провожали до места учебы и встречали, не отпускали одних на улицу. Сейчас это дико прозвучит, но логика примерно такая: раз девушка уже имела связь - значит, можно ей пользоваться. Ужасно, грязно, обсуждаемо.
Грубо говоря, жизнь порядочной девушки могла разрушиться всего за один не самый удачный вечер. Как это случилось с Айгуль.
- Превращение из порядочной девушки в изгоя
Айгуль стала жертвой чужих игр, она абсолютно не виновата в том, что с ней произошло.
При этом, и сама девушка поступила непредусмотрительно - зачем вмешиваться в пацанские разборки, могло произойти все, что угодно, и этот видеомагнитофон совсем не стоит даже капли ее страданий. Айгуль жаль, но увы, так сложились обстоятельства и все усложнило ее упорство.
- Кто Ваша мама, ребята?
Как родители реагировали на происходящее в жизни их детей, поддерживали или осуждали?
Хочется сразу отметить Диляру - маму Марата и мачеху Вовы Адидаса, женщина максимально лояльная, понимающая и стоит до конца за свою семью, чего не скажешь про родителей его возлюбленной.
Айгуль после произошедшего несчастья в ее жизни, была совсем разбита, повержена, упала духом, а как еще быть, если в один момент пришлось так больно упасть: в школе, дома, на улице, все презирают, шушукаются, даже родители не хотят понять, а обвиняют ее во всем.
Финалом и надломом внутреннего состояния девушки стал эпизод с супом: когда мать решила вылить остатки в унитаз, что раньше было обычными делом - ведь обратно в кастрюлю не выльешь, а Айгуль на фоне стресса восприняла это как то, что она грязная, оскверненная, после нее можно вылить только в унитаз. Психика подростка не выдержала, и случилось то, что случилось.
Мать Айгуль не нужно было рожать. Совсем. С таким равнодушием просто не стоит.
Родителям девочки абсолютно все - равно на ее чувства, эмоции, им главное то, что скажут люди, огласка для них страшнее безнаказанности насильника дочери.
Айгуль ждет Марата, но его задерживают и он опаздывает, но девушка воспринимает это по - другому: что бросил, отказался, относится к ней с неприязнью как и все. В подростковом возрасте любой пустяк трагедия, а у Айгуль - просто настоящий апокалипсис.
В доме Ахмеровых, семьи Айгуль, неплохая обстановка - все как у людей: и телевизор есть - чудо техники, и дорогой сервиз, красиво расставленный в серванте, но тепла нет, любви нет, понимания нет, а без этого дом пуст, как и Айгуль.
Папа - идеалист с каменным лицом, равнодушная мама, и девочка один на один с проблемой.
- Вам так идет Ваше белое пальто
Был проведен опрос, в котором голосовали на тему: правильно ли то, что Марату запрещают общаться с Айгуль после случившегося. Больше 40% ответило, что да. И это ужасно.
А я хочу сказать, нет. Это неправильно. Наоборот нужно поддержать девочку, добиться минимальной огласки, и наказать насильника. Почему виноватой остается жертва? Девочка ни в чем не виновата.
От того, что произошло Айгуль не стала грязной или еще какой - нибудь, она получила огромную душевную травму, и нуждалась в любви и понимании. Легко судить со стороны, не пережив подобное, хорошо Вам в белом пальто?
Родители девочки должны были срочно переехать, в другой регион, подальше, и начать новую жизнь, раз в Казани уже было ничего не изменить.
Как говорится, закрылась одна дверь - откроется другая. Айгуль бы начала все сначала, и никто бы ни о чем не знал, со временем эта ситуация бы забылась, а еще через лет 10 - 15 совсем обесценилась. Но родители Айгуль думали, что все делают правильно.
- А прототипы были?
Группировки «Универсам» никогда не существовало в реальности.
Реальным же прототипом, вероятно, была группировка «Тяп - ляп», состоявшая из молодых людей проживающих в микрорайоне Теплоконтроль, на окраине Казани.
Образ Вовы Адидаса собирательный, но многие источники указывают, что принято считать его прототипом Сергея Антипова: мужчина тоже придерживался строгих принципов, занимался спортом, не употреблял алкоголь, не курил. Только отличии от Вовы он отсутствовал пару лет не потому, что был в Афганистане, а так как отбывал тюремный срок.
Сергей Антипов - личность легендарная: время, проведенное в тюрьме пошло ему на пользу - «Антип» изучал и анализировал ошибки группировок, методику работы правоохранительных органов, а после отбывания срока вышел на свободу с отличной теоретической базой, которая в дальнейшем и помогла ему грамотно использовать их на практике, и создать группировку «Тяп - Ляп».
Что касается реальных сцен - то это момент боя в качалке, когда Вова Адидас вышел на спарринг с Демидом, человеком Кощея - этот бой действительно состоялся между Джавдатом и «Антипом», в поединке победил «Антип».
В те годы, в спальных районах было мало мест для досуга, молодым ребятам кроме качалки и сходить было некуда.
Утюги вместо гантелей, батареи вместо штанги, трубы вместо турников - вот и готов импровизированный спортивный зал, ну и конечно, место сбора. Подобное место сбора было в начале у группировки «Тяп-ляп», а позже, и у других. Опять отсылка к «Тяп-Ляп» получается?
В остальном, создатели сериала не старались копировать Сергея Антипова, и Вова Адидас получился достаточно собирательным героем, взявшим лучшие качества от разных авторитетов своего возраста.
- Роберт Гараев - автор книги, на которой основан сериал
Я была очень удивлена, когда увидела автора книги - бывшего группировщика, достаточно быстро отшитого: маленький, хрупкий мужчина, с невнятной речью, очень сложно слушать его в интервью.
Роберт «пришивался» к группировке «Низы», членов которой осудили на различные сроки в 2007 - 2010, лидер группы получил пожизненный срок.
Сам писатель был «отшит» задолго до этого, ничего плохого не делал, и наказания не понес. Если бы я увидела его на улице, то никогда бы не подумала, что он мог быть связан с одной из казанских группировок.
Книга мне не очень понравилась - ожидала большего, поэтому, рекомендую посмотреть сериал, а книгу можно пролистать за один вечер.
Наверное, книга была бы более интересной, если бы ее писал или писали участники группировок того времени, которые много лет ходили на сборы и прочие мероприятия, которые не по рассказам знают истории из пацанской жизни.
Огромное спасибо автору, Роберту Гараеву, что поднял такую важную и интересную тему, но все - таки, он больше напоминает не пацана, а бывшего школьного старосту, к тому же, по его рассказам, он редко ходил на сборы, а «пришивался» подобно «Пальто», для защиты. Возможно, прототип Андрея «Пальто» и есть Роберт Гараев.
- Романтизирует ли сериал подростковую преступность?
После выхода сериала, некоторые преступления, совершенные подростками, стали расценивать как стремление к подражанию, романтизацию образа жизни группировщиков, но я с этим категорически не согласна.
Создатели фильма показывают совершенные действия и результат, за каждый поступок герои несут ответственность, что позволяет учиться на чужих ошибках, и никогда их не повторять.
Также, в предпоследней серии рассказывают коротко о многих участниках группировки, точнее, как закончилась их жизнь. На этом моменте, мне стало грустно. Какая уж тут романтизация, наоборот. Практически никто из них не дожил до нового века.
- Смысл сериала
В первых сериях, мы видим двух парней одного возраста: один убежденный группировщик, старший брат - его кумир и пример для подражания, он весь пропитан идеями улицы. Сможет ли он стать другим, пережив стрессовую ситуацию? Будет ли он прежним, пережив первую любовь и потеряв ее? Как он отреагирует на отсутствие поддержки от друзей?
Другой - примерный парень, с которым случается стрессовая ситуация: одноклассник вымогает деньги. Он тоже уже не будет прежним.
Что получается в итоге? Один был «пацаном» стал «чушпаном», а другой наоборот. Такого поворота никто не ожидал, теперь каждый из них в новой роли.
- Итоги и рекомендации
Однозначно рекомендую сериал к просмотру: очень необычный формат, свежий сюжет - такого еще не было. Интересный сериал, отличный актерский состав и по - настоящему хороший юмор, местами.
Так что, посмотрите, оцените сериал, не будьте «чушпанами»)
А я, благодарю Вас за прочтение, и желаю отличного вечера!