Найти тему
Посмотрим, почитаем?

Плачь! - на что идут режиссеры, чтобы заставить актера пустить слезу

Оглавление

Вы можете вот так взять и сымитировать эмоцию - смех или слезы? Наверное нет, если для этого нет никаких сопутствующих обстоятельств. А как плачут актеры в кино? Конечно, есть, скажем так, механические способы, заставить актера плакать - жидкости с резкими запахами (не называю их, ибо алгоритму не понравится). Сами слезы прекрасно имитируются глицерином и текут не так уж быстро. Но ведь нужны эмоции. То, за что фильм становится любим зрителями, а актеры и режиссеры получают награды. Согласитесь, отсутствие эмоций при лице, залитом искусственными слезами, читается на раз. И многие режиссеры, да и партнеры по площадке готовы на многое, чтобы сцена была отыграна на "высоком нерве". Но вот применяют для этого иногда весьма жестокие методы. Обсудим?

Типпи Хедрен - "Птицы" (1963)

Типпи Хедрен - "Птицы"
Типпи Хедрен - "Птицы"

Да, пример довольно старый, но о режиссере - Альфреде Хичкоке - ходили легенды. Даже не о нем, а его жестоком отношении к актерам. Типпи досталось прилично. Чтобы она могла изобразить ужас перед птицами максимально натурально (а она и так их безумно боялась), Хичкок дал указание, чтобы хендлеры буквально кидали в актрису ворон, голубей и других пернатых.

"Это было жестоко, уродливо и безжалостно", - написала Хедрен в своих мемуарах "Типпи".

И если думаете, что это было единожды, то нет. Птиц бросали в Хедрен до те пор, пока не получился идеальный дубль с точки зрения режиссера. Она была вся исцарапана, обгажена и находилась на грани истерики. Птицы, думается мне, тоже не испытали никакого восторга от таких действий. Удивительно, как только они не повторили сценарий фильма в жизни. Но все молчали и никто не попытался даже сказать режиссеру нет.

Чтобы Хедрен не выходила из образа, одну из птиц привязали к ее руке. Вообще у Типпи и Хичкока довольно сложная история взаимоотношений. По ее словам он издевался над ней - психически и физически. Считается, что такое поведение Хичкока было продиктовано отказом во взаимности со стороны актрисы. За роль она получила "Золотой глобус" и путевку в санаторий, где пришлось восстанавливать нервы. затем она сыграла еще в одной картине мэтра "Марни" и больше никогда не соглашалась работать с ним.

Шелли Дюваль - "Сияние" (1980)

Шелли Дюваль - "Сияние"
Шелли Дюваль - "Сияние"

Не самая любимая экранизация Кинга, созданная Кубриком. А фот фанаты от нее в восторге. Хотя считают гениальным здесь Джека Николсона, Шелли Дюваль же постоянно ругают и сравнивают с каноном. Самой актрисе крайне сложно далась эта роль. Кубрик изводил ее на протяжении 13 месяцев съемок, словно задавшись целью довести до сумасшествия. Один раз он заставил ее сыграть 127 дублей в сцене, где она бьет героя Николсона по голове битой.

Но Кубрику нужен был ужас в глазах актрисы. Поэтому, видимо, он решил держать ее в постоянном напряжении. В какой по идее находилась и ее героиня - он обращался к ней неожиданно, пугая Шелли, высказывался крайне враждебно при всей группе. Таким отношением были потрясены все, включая Николсона, который, по собственному признанию, всегда был сторонником жестких методов в кинопроизводстве.

Дюваль вспоминала, что постоянно была на грани, хватало незначительной детали, чтобы у нее начинали течь слезы. Если поднажать еще чуток и она могла бы скатиться в глубокую истерику.

"Персонаж Джека Николсона должен был быть сумасшедшим и злым все время. В роли моего персонажа мне приходилось плакать по 12 часов в день, целыми днями, последние девять месяцев подряд, пять или шесть дней в неделю... После всей этой работы вряд ли кто-то даже критиковал мою игру в ней, даже упоминать об этом, казалось, было неуместно. Все рецензии были о Кубрике, как будто меня там не было ", Дюваль рассказала Rolling Stone.

Джеки Купер - "Скиппи" (1931)

Джеки купер - "Скиппи"
Джеки купер - "Скиппи"

Заставить ребенка плакать довольно сложно, если, конечно, не испугать. Но разве оно того стоит? Джеки Купер - девятилетний актер, который к тому же снимался у своего родного дяди - Нормана Таурога. Что могло пойти не так? Да все. Чтобы заставить мальчика плакать, да еще как можно горче, он на полном серьезе пообещал племяннику застрелить его собаку. Слов нет. Мальчишка поверил и рыдал так, что дяде понравилось.

К слову о том, как аукаются такие вот моменты во взрослой жизни. Он много снимался в дальнейшем, но автобиографию назвал "Пожалуйста, не стреляйте в мою собаку" и всегда отмечал, что Голливуд - место для очень сильных духом людей.

Мэрил Стрип - "Крамер против Крамера" (1979)

Мэрил Стрип - "Крамер против Крамера"
Мэрил Стрип - "Крамер против Крамера"

Это тот случай, когда действует один из исполнителей главной роли, но режиссер его полностью поддерживает. По какой-то причине Дастин Хофман решил мотивировать свою партнершу для изображения эмоций в сцене в лифте. Хоффман дал Стрип пощечину за минуту до того, как раздалась команда "Мотор". Надо ли говорить, что такого молодая актриса никак не ожидала. Как и режиссер, но актера он не остановил и не осудил. Слезы полились градом.

Вообще Хоффман довольно странно вел себя на площадке, объясняя это тем, что хочет увеличить накал эмоций. Например, он смеялся над женихом Стрип Джоном Казале. Все бы ничего, только мужчина совсем недавно у**р от рака легких.

"Он подзуживал ее и провоцировал. Используя то, что он знал о ее личной жизни и о Джоне, чтобы получить ответ, который, по его мнению, она должна была дать в сценах", - вспоминал продюсер Ричард Фишофф в интервью Vanity Fair.

Дэвид Бредли - "Кес" (1969)

Дэвид Бредли - "Кес"
Дэвид Бредли - "Кес"

Тяжелый фильм о подростке, живущем в шахтерском городке. У него нет друзей и вот в его жизни появляется птица - сокол. Он проводит с питомцем все свободное время, дрессирует. Но семья у него не самая простая, что и приводит к трагедии. Актер, сыгравший главного героя Дэвил Бредли вспоминает съемки с содроганием. Ему было всего 14 и чтобы добиться от непрофессионального актера настоящих эмоций, режиссер Кен Лоуч натравливал на мальчишку собаку.

Чтобы актеры подростки могли изобразить на лице боль и слезы их били по рукам палкой. По-настоящему.

«Нельзя изобразить истинную боль от удара палкой, так что мы ударяли их по-настоящему», — признается сам Кен Лоуч.

"Ведьма из Блэр: Курсовая с того света" - актеры (1994)

"Ведьма из Блэр: Курсовая с того света"
"Ведьма из Блэр: Курсовая с того света"

Малобюджетный фильм ужасов стал прорывным и ввел в моду новый жанр - найденные кадры. Получались псевдодокументальные фильмы, которые приводили в восторг зрителей. Еще бы - ты словно просматриваешь съемку с обычной камеры, на которой герои рассказывают от окружающих их ужасах.

Проект был малобюджетным, его сняли всего за 8 дней. Актеров отправили в лес, дав только 35 страничный сценарий. Если его можно так назвать - там не было диалогов и сцен, только наброски. Кроме всего прочего, создатели обманули актеров - положив ми еды меньше, чем предполагалось, не снабдив теплыми вещами. Кроме все прочего те заблудились, не найдя места, куда их отправили. Все свои срывы, которые накрывали в темном холодном лесу, они снимали на камеру. Когда героиня плачет в камеру, а ее палатка дрожит от ударов, все правда. Так решили стимулировать актеров создатели этого кино. Поэтому верить этим эмоциям можно.

Вайнона Райдер - "Дракула" (1992)

Вайнона Райдер - "Дракула"
Вайнона Райдер - "Дракула"

Помните ключевую сцену, где героиня Райдер плачет рядом с Дракулой. Актриса использовала весь свой потенциал, но Коппола не впечатлился. Чтобы вызвать у нее настоящие эмоции, режиссер договорился с Киану Ривзом и в один из моментов оба начали нависать над актрисой, а режиссер еще и орать ей в лицо не самые приятные слова. И орал до тех пор, пока она не зарыдала.

Если учесть, что в тот момент актрисе был всего 21 год, такое отношение со стороны режиссера, конечно, расстроило ее до слез. Сама она позже признавалась в интервью, что будь она старше и опытнее, слез таким образом от нее бы не добились. Скорее ответа на обзывательства. Но на тот момент да - она думала, что мир рушится и режиссер говорит серьезно.

Вероника Картрайт - "Чужой" (1979)

Вероника Картрайт - "Чужой"
Вероника Картрайт - "Чужой"

Сцена, когда Чужой вырывается из груди Джона Херта - одна из самых реалистичных и страшных в кино. Перед тем, как снять сцену, всех актеров оправили по гримеркам. Никто, кроме режиссера и тех, кто трудился над созданием макета чужого и самого трюка, не знал о том, что произойдет в следующий момент. Ну и самого актера, конечно. Вся группа заняла места, по ходу действия планировался обед команды. И началось - появилось кров**ое пятно на уровне грудины. Страшно, но не до ужаса. А режиссеру нужен был неподдельный ужас на лицах актеров. А вот дальше уже произошло то, что заставило всех разбегаться от Херта в ужасе - маленький Чужой стал прорываться наружу с фонтаном кр**и и кишками актера. В качестве которых, к слову, использовали внутренности животных с бойни.

Сцену снимали с одного дубля несколькими камерами. Истерика и слезы актрисы Вероники Картрайт, которые мы видим в кадре - абсолютно настоящие. И итог ее испуга - обморок.

Елена Коренева - "Вас вызывает Таймыр" (1970)

Елена Коренева - "Вас вызывает Таймыр"
Елена Коренева - "Вас вызывает Таймыр"

Помните эту замечательную комедию? Снимал ее Алексей Коренев, который решил задействовать в картине свою 16-летнюю дочь, которая впоследствии станет любимой многими актрисой. Но пока она еще была неопытна и ранима. В одной из сцен Елене нужно было заплакать, а слезы никак не шли. Режиссер решил пойти на крайние меры и неожиданно влепил актрисе пощечину. Слезы брызнули мгновенно. По признанию Елены Кореневой, опыт был крайне неприятным, хотя она даже тогда прекрасно понимала - ничего, как говориться, личного. Исключительно ради съемочного процесса, который она тормозила своим неумением показать нужные эмоции.

Людмила Хитяева - "Тихий Дон" (1958)

Людмила Хитяева - "Тихий Дон"
Людмила Хитяева - "Тихий Дон"

Не все режиссеры используют жесткие методы, кто-то готов ждать, чтобы актер мог настроиться на нужную волну и дает дельные советы. Людмила Хитяева играла Дарью Мелехову и ей предстояли съемки эпизода, где должны состояться похо**ны ее экранного мужа. Но сама актриса чувствовала - нет настроя, заплакать не получится. О чем и сообщила режиссеру. Мудрый Сергей Герасимов не стал по примеру своих коллег лупить актрису по лицу или орать на нее, а просто отложил съемки эпизода на сутки. А Хитяевой предложил поехать в соседнее село и поприсутствовать на реальных по**ронах. Что она и сделала. По ее признанию - как только женщины начали стенать и плакать над незнакомым ей мужчиной, сердце сжалось и подступили слезы.

На следующий день снимали эпизод с "проводами" Мелехова. После команды "Мотор!" актриса бросилась к телу и так горько зарыдала и запричитала, что члены съемочной группы и режиссер просто оторопели. Многие говорили, что мурашки побежали по коже, словно все, что происходит перед ними, правда.

Вы скажете - это какие-то старые истории, сейчас такого нет. И будете правы. Да и опасно так вот обращаться с актерской братией, можно получить иск и отмениться мгновенно. Тем более, что сегодня есть масса специальных средств, которые мгновенно вызывают слезы. Но в актерской среде многие считают их использование дилетантизмом. Да и, оказывается, существуют специальные техники, позволяющие актеру не только заплакать, но и показать нужные эмоции. Но о них в другой раз.

Что думаете? Делитесь!

Спасибо, что уделили время и прочитали статью. Буду благодарна за лайки и подписку.