Найти тему
КОСМОС

Темная сторона электросамокатов и электровелосипедов

Оглавление

В один прекрасный осенний день более двух лет назад моя жена села на электросамокат, чтобы быстро проехать по оживленным пригородным улицам и пересечь мост, чтобы попасть в торговый центр и сделать прическу. Она не надела шлем, по причинам, которые вы можете догадаться. Она улыбнулась мне, отправляясь в путь, и её волосы развевались на ветру, что я должен был воспринять как дурное предзнаменование.

Примерно через 30 минут мне позвонил добрый самаритянин, который оказался на месте происшествия и спросил, не являюсь ли я её мужем. Моя жена была на пути в отделение неотложной помощи, не понимая, что с ней случилось, но как-то смогла дать прохожему мой номер телефона. Это всё, что знал звонивший. Сначала я подумал, что это розыгрыш. Затем мне пришлось угадывать, в какую больницу могли доставить пациента с травмой. Наконец я нашел её через пару часов, на окровавленной больничной койке, сразу после её КТ. Она была в ужасном состоянии, её лицо было все в синяках и опухшее, её распущенные черные волосы были перепачканы кровью, её сознание было затуманено от сотрясения мозга.

Её авария была частью взрывающегося числа ослабляющих и смертельных аварий среди детей и взрослых в США, связанных с электрическими микромобильными транспортными средствами — в основном электросамокатами и электровелосипедами.

Новое исследование, проведенное Университетом Калифорнии в Сан-Франциско, показывает, что число травм от электровелосипедов в США выросло с 751 в 2017 году до 23,493 в 2022 году, тогда как травмы от электросамокатов увеличились более чем в шесть раз — с 8,566 до 56,847.

-2

Результаты исследования опубликованы 23 июля в журнале JAMA Network Open. Реальные цифры, вероятно, выше, поскольку в больничных записях не всегда точно указывается вид транспорта, а многие пострадавшие не обращаются в больницу.

Что стоит за ростом травм?

Микромобильность - это современная версия Дикого Запада с неадекватными законами и недостаточной инфраструктурой, которая плохо подходит для нового способа передвижения, быстро выходящего из младенческого возраста. Каждая поездка по улицам, где доминируют автомобили, - это рискованное предприятие.

Иронично, что проблема параллельна появлению автомобилей на американских "улицах" в начале 1900-х годов, когда города и их пешеходы сначала раздражались и сердились на новые риски, связанные с простым переходом улицы. Инфраструктура и законы того времени не были подготовлены к колоссальному культурному сдвигу от лошадей к лошадиным силам. В то время большинство смертей, связанных с автомобилями, были пешеходами, "особенно детьми, играющими на улице", согласно статье в The Detroit News.

Спустя столетие США снова не готовы к тому, что становится мини-революцией в транспорте.

Между тем, реакция Европы на эту новую угрозу мобильности была значительно более эффективной. Микромобильность в европейских городах, как правило, безопаснее, благодаря большему вниманию к защищенным велосипедным дорожкам и другим инфраструктурным адаптациям в рамках сильного культурного стремления вернуть улицы людям вместо автомобилей. Мы перейдем к Европе через минуту. Сначала вернемся к штатам…

Все этим занимаются

Что может пойти не так?
Что может пойти не так?

Если вы не видели, как американские дети мчатся по парковкам или по улицам и тротуарам вашего района на электровелосипеде или электросамокате, вы, вероятно, не так часто выходите на улицу. Но это не только дети. Взрослые в городских районах всё больше полагаются на микромобильность для работы и развлечений, так как частные компании предлагают электровелосипеды и электросамокаты для легкой аренды на ходу, с правилами дорожного движения, оставленными на усмотрение каждого.

Между тем, употребление алкоголя и езда способствует росту числа травм.

Число поездок на микромобильных транспортных средствах через программы аренды велосипедов и электросамокатов увеличилось на 40% с 2018 по 2022 год, достигнув 113 миллионов поездок в США и 17 миллионов в Канаде, согласно отчету 2023 года от Национальной ассоциации городских транспортных чиновников.

"Совместные велосипеды и электросамокаты являются ключевой частью повседневной жизни для сообществ по всей Северной Америке", сказала Коринн Киснер, исполнительный директор организации.

Растущие риски контрастируют с воспринимаемыми преимуществами: удобством и снижением воздействия на окружающую среду по сравнению с другими видами транспорта. Однако во многих городах и населенных пунктах США проектирование улиц, знаки и законы не успевают за внезапным введением новых двухколесных электрических транспортных средств, которые могут достигать и поддерживать скорости около 15 миль в час (25 км/ч). [Обновление от 24 июля: Как некоторые из вас отметили в комментариях, некоторые из этих электрических транспортных средств могут ехать значительно быстрее, как с завода, так и с модификациями.]

"Несмотря на увеличение числа травм, связанных с электрическими микромобильными транспортными средствами, эти виды транспорта остаются экологически чистым и здоровым способом передвижения", сказал Кевин Ли, медицинский исследователь из Университета Калифорнии в Сан-Франциско и один из членов команды нового исследования, опубликованного в JAMA. "Важно выступать за улучшение инфраструктуры, такой как выделенные велосипедные дорожки и более безопасные дорожные проекты, чтобы защитить водителей. Улучшение инфраструктуры может помочь создать более безопасную среду, которая поощряет использование этих устойчивых транспортных опций без ущерба для безопасности водителей."

Пьяные и без шлемов

Для сравнения, национальная база данных, использованная в исследовании JAMA, зафиксировала 2,5 миллиона травм от обычных велосипедов за пять лет исследования и почти 305 000 травм на обычных, неэлектрических самокатах.

Однако люди, получившие травмы при использовании электросамокатов и электровелосипедов, "значительно реже носили шлемы", сказал один из авторов исследования, доктор Адриан Фернандес, главный резидент департамента урологии UCSF. Это отчасти связано с повсеместной доступностью арендных электровелосипедов и электросамокатов, где шлемы не предлагаются в рамках процесса аренды на улице.

"Водители электрических транспортных средств, получившие травмы, также значительно чаще были в состоянии алкогольного опьянения, чем водители обычных транспортных средств", сказал Фернандес. Кроме того, пользователи электросамокатов чаще страдают от внутренних травм, чем пользователи обычных самокатов.

База данных исследования не фиксировала точно смертельные случаи, связанные с микромобильностью, поэтому смертность не анализировалась, сказал Фернандес.

Однако отдельный отчет, опубликованный в прошлом году Комиссией по безопасности потребительских товаров США (CPSC), зафиксировал 233 смерти и 360 800 посещений отделений неотложной помощи, связанных с микромобильными транспортными средствами, с 2017 по 2022 год. Эти цифры также, вероятно, не отражают реальные итоги. "Переломы, за которыми следуют ушибы/царапины, являются наиболее распространенными травмами", говорится в отчете агентства. "Наиболее часто травмируемые части тела - верхние и нижние конечности, а также голова и шея."

Большинство смертей, зафиксированных CPSC, были связаны с столкновениями с моторными транспортными средствами. Но ничего не подозревающие пешеходы также часто получают травмы от микромобильных транспортных средств.

"Многие продукты микромобильности маленькие, быстрые и тихие, что затрудняет их обнаружение для других, особенно на парковках и в гаражах", говорится в отчете CPSC. В 2022 году 36% травм были среди детей в возрасте 14 лет и младше, по сравнению с 18% в 2017 году. Согласно моим наблюдениям, я видел гораздо больше детей на электровелосипедах и электросамокатах в этом году, чем в прошлом.

(Ношение шлема может снизить риск травмы головы при аварии на электросамокате на 44%, согласно отдельному исследованию, проведенному в прошлом году, в котором моделировалось, что происходит с человеческим телом при типичных авариях с микромобильными транспортными средствами. Тесты проводились Техническим университетом Граца в Австрии.)

Я спросил Фернандеса, какой совет он бы дал другу или близкому человеку, молодому или старому, который пользуется электровелосипедами или электросамокатами.

"Носите шлемы", сказал он. "Я бы посоветовал им купить собственный шлем, так как шлемы часто не доступны для аренды в сервисах проката. Наконец, я бы посоветовал активным водителям поддерживать гражданские инвестиции в безопасную инфраструктуру для езды."

Европа: возвращение улиц

В Европе, напротив, считается, что уровень аварий и травм с микромобильными транспортными средствами ниже благодаря адаптированной инфраструктуре и законам. Но сравнение данных с американской статистикой затруднительно.

Исследование, представленное ранее в этом году адвокационной группой Micro-mobility for Europe, показало, что травмы среди водителей электровелосипедов там снизились на 16% в 2023 году по сравнению с 2022 годом, а травмы от электросамокатов уменьшились на 19%. "Мы рады видеть, что наши усилия в разработке транспортных средств и обучении, а также усилия городов по улучшению инфраструктуры приводят к значительному снижению числа травм, связанных с общей микромобильностью", сказала Кристи Пирсон, сопредседатель группы.

Однако группа представляет собой консорциум компаний микромобильности, которые могут извлечь выгоду из благоприятных новостей. Некоторая информация об исследовании:

"Каждая компания имеет разные способы получения, отслеживания и ведения записей о травмах", объяснила Нури Бораи, эксперт по микромобильности, которая была знакома с исследованием, работая директором по общественным делам и лоббистом для компаний микромобильности в США и Европе. "Например, некоторые отслеживают только грубые инциденты и смертельные случаи. В рамках этих инцидентов они могут не соглашаться, что считать грубым инцидентом. Таким образом, исследование может представлять собой самый широкий язык."

Полное раскрытие: Бораи также является моей дочерью. В электронном письме из Европы она объяснила, что микромобильность в европейских городах, безусловно, безопаснее, чем в США. Но, по её мнению, не из-за различий в транспортных средствах и не из-за программ общественного образования.

"Единственное, что когда-либо показывало разницу, - это городская инфраструктура", сказала она.

Улицы европейских городов безопаснее для водителей электротранспорта по трём причинам, сказала она:

  1. У нас есть защищенные велосипедные дорожки. Они являются обычным явлением, и города активно инвестируют в их строительство. Вместе с тем, города работают над возвратом улиц людям, вводя дни без автомобилей, зоны без автомобилей и зоны с низким уровнем выбросов. Важность этих изменений инфраструктуры для безопасности пешеходов и микромобильности нельзя недооценивать.
  2. Европейские города сокращают количество операторов (компаний по аренде электросамокатов и электровелосипедов) до одного или двух, что увеличивает безопасность, устраняя хаос, вызванный перенасыщением.
  3. Города в Европе построили более осторожные программы с регуляторными ограничениями на количество транспортных средств, более низкими максимальными скоростями и обязательными проверками удостоверений личности с помощью ИИ, чтобы не допустить несовершеннолетних водителей на дороги.

"Постоянно темно"

Моей жене сейчас лучше. Но она навсегда изменилась.

Были дни путаницы, амнезии и приступов гнева сразу после аварии, затем недели головных болей и сниженной способности концентрироваться и выражать мысли, а теперь годы, когда она никогда не чувствует себя прежней.

Для меня она кажется полностью восстановившейся — может быть, снизившейся до уровня умственных способностей, которые есть у меня и других обычных людей, но ничего такого ужасного, что может случиться, когда мозг получает еще более сильный удар, чем она, по-видимому, получила. Но, как она написала на Medium, восстановление застопорилось в какой-то момент:

Хотя некоторые пиксели навсегда потемнели, я разработала некоторые новые обходные пути, чтобы функционировать почти на полную мощность моей прежней себя.

Мы так и не узнали, что стало причиной её аварии. Она не помнит этого. Свидетелей не было. Возможно, это был случай наезда и побега, но её руки и ноги были невредимы, за исключением нескольких синяков. Скорее всего, она попала на камень или на бордюр — её авария произошла на особенно оживленном участке дороги, с малым расстоянием от движения, в месте, где внимательный водитель смотрел бы вверх и вокруг, а не вниз. Хлоп. Не было времени даже заметить, что она падает. Как отмечает CPSC, "Электросамокаты имеют маленькие колеса, поэтому объекты и неровные поверхности могут заставить их внезапно остановиться, сбросив вас".

Есть так много способов получить серьезные травмы на двухколесном электрическом транспортном средстве. Особенно в США. И особенно, если вы не носите шлем.