Я сегодня посмотрел этот фильм. Те, кто меня читают, знают, что к американской супергероике я испытываю некоторую привязанность. Я вообще с детства люблю сказки.
На некоторые фильмы я даже писал здесь рецензии - и они были далеко не хвалебными. Я видел, как фантастический мир пытаются убивать политическими повестками и сценарной импотенцией. Но то, что я увидел сегодня... Даже не знаю, как сказать в одном предложении.
Спустя первые 15 минут фильма я точно знал, что буду писать рецензию. Но думал, что она будет предельно короткой. Я просто скажу, что данное кино - поток ежовых экскрементов пропущенный через второсортный фанфик.
И это было бы достаточно. Но спустя ещё 15 минут я понял, что всё намного, намного хуже. Потому, что я испытывал почти всю картину абсолютную, щемящую и невыразимую безысходность.
Последние фильмы франшизы были ужасны. "Вечные" показали нам фрик-шоу. "Любовь и Гром" - тотальное унижение мужественности. "Капитан Марвел 2" - такое же тотальное унижение женских сильных персонажей.
Это было неприятно, но не страшно. Было ясно, что студия заражена политической повесткой. Что сценаристы думают о том, как соблюсти все нужные квоты, а потом натянуть на это сюжет.
Я искренне считал, что студия больна. Просто больна и в беспамятстве несёт бред, который пытаются продавать широкой аудитории. Но болезнь может закончится и наконец-то снимут что-то достойное.
Оказалось, что не все болезни заканчиваются выздоровлением. Неожиданно, правда?
С чего же, наконец, начать рецензию на сам фильм?
Самое безобидное в нём - абсолютно бессмысленное, лишённое всякой логики мочилово. Оно занимает не меньше трети сюжет, если не две пятых. Причём оно настолько нарочито бессвязное, что даже самые отбитые любители подобного тихо сплюнут и опустят глаза.
Что ещё вам сказать не раскрывая сюжета, который который даже не воспринимается, как нечто важное. Этот фильм бесполезно сплойерить. И не потому, что в нём всё понятно с самого начала, а потому, что ничего не имеет значения.
Слом четвёртой стены, который был свежим ходом в первом и втором "Дедпуле" тоже выкручен на максимум. Ты просто не понимаешь, что перед тобой - супергеройский фильм, записки на полях от обиженного сценариста, стендап на тему кинофраншиз или просто поток мыслей человека вынужденного ходить на работу и расплачиваться по ипотеке. Хотя ни интереса, ни желания к своей работе он уже не испытывает.
Это химически чистый постмодерн. Тотальный нигилизм. Абсолютное презрение к творчеству. По сути, вся идея фильма умещается в нескольких словах:
"Ребята, нам нужны бабки. У нас нет уже идей, желания. Нет даже веры, что мы делаем что-то стоящее. Но у нас есть кредитки, ипотека, и дети в колледже. Просто купите нашу работу и мы разойдёмся миром".
Слегка напоминает предложение купить кирпич в тёмном переулке, правда?
Слегка смахивает на новости о намерении государства оставить нас наедине с Рутубом и VKвидео. Я не могу сделать ничего хорошего, но я просто самый главный и мне нужны твои деньги и внимание.
И я уже сказал, что эта уродливая безысходность и есть смысл, суть и содержание постмодерна. Не зря от его весёлого раздолбайства веет могильной тоской.
Постмодерн - это крушение веры. Наверное, самое точное и ёмкое его определение. Ты считал что-то важным, вопреки всему. Ты верил в какую-то идею - то есть принимал её не глядя на доказательства.
Ты творил в ней, играл в неё, жил в ней. А потом оказывается, что это просто набор слов. И никакого значения он не имеет. И все глубокие смыслы ты просто выдумывал, насилуя своё многострадательное сознание.
И ты начинаешь уже совершенно по-злому играть с этими идеями. Собираешь их в немыслимые сочетания. Заставляешь драться друг с другом. Насилуешь их самым противоестественным образом. Потому, что уже ничего не важно - ты пуст внутри.
Ты выгорел. Так проходит ойнероидный психоз. Мозг уже не удерживает связный сюжет галлюцинаций. Фантазии начинают рассыпаться. Ещё вчера ты летел огненной птицей по бескрайним просторам Вселенной, а сегодня завис бессмысленной точкой в серой пустоте.
И постепенно приходит озарение - ты не познал тайны Вселенной, ты не видел рождение галактик, тебя не подталкивала в крылья ударная волна сверхновой. Ты всё время был здесь, смотрел в облупившуюся краску палаты, а квартиру ушлые родственники уже выставили на продажу.
Это и есть озарение постмодерна - ничего больше не имеет смысла. Старый смысл разрушен, новый так и не найден. Поскольку искать его привыкли в прежних иллюзиях, а поддерживать их истощённый мозг больше не в силах.
Например, супергероика всегда строилась на христианском мифе в протестантской редакции - придёт Спаситель и всё исправит. Мир может быть плох, мир может стоять на краю гибели. Но Мессия, пожертвовав собой, отменит последний приговор.
Это соответствовало американской мечте, согласовалось с духом капитализма - который и вырос из протестантской этики. Крутой герой возвышается над толпой и побеждает трансцендентное зло. А если зло совсем уж сильно и непобедимо - он жертвует собой и тем самым всё равно даёт отпор.
Но в Америке сменилась идеология. Вообще, ребята честно верили, что они победили. Что их вера теперь будет доминировать во всём мире и, уж точно, в США.
Это чуть иная вера. Не одиночка двигающий историю, а... А кто? Женщина, гомосексуалист, калека. Тотально зависимый от общества и власти, и только через это имеющий хоть какое-то значение.
Я уже писал в другой статье, что в 90-ых и начале 2000-х было достаточно много сильных женских персонажей. Сложенных именно в стиле старого героического мифа. Да, она женщина, но она точно такой же герой-спаситель. Бросающий вызов всем.
Но новые фильмы были не такие. Героини не крутые - они посредственные, глупые и слабые. И только сценарист прописавший ещё более глупых и слабых злодеев позволяет им победить.
Но в это, как ни странно, тоже верили. Всякие там меньшинства требовали у общества свой кусок пирога в компенсацию за "столетия угнетения". Общество потребления превратилось в общество требования. И пусть ни один обиженный не уйдёт.
И не сработало. Оказалась, что новая идея - кстати тоже переложение христианской, только не жертвы Христа, а заповедей блаженства - не зашла.
Самое главное - она не смогла отстоять себя политически. То есть, её носители не смогли отстоять свою власть. Не смогли закрепить за собой право насиловать чужие мозги.
Но и в кино - один провал за другим. Ну не хотят люди верить в это. Точно также, как всю историю христианства не желали исполнять заповеди блаженства. Говорят, что даже под самым сильным гипнозом человеку нельзя приказать убить себя. Слишком глубоко сидит инстинкт самосохранения.
И вот... теперь киноделы приняли своё поражение. Старая идеология себя изжила, новая - оказалась мертворождённой. А люди... они просто больше ничего не умеют.
Они умеют ставить свет, рисовать графику, строить кадр, монтировать. Они умеют придумывать шутки и забавные сцены. И просто делают свою работу. Оставляя на ней жирные отпечатки сожжённых иллюзий.
И это страшно - безысходность на фоне, как бы весёлого раздолбайского фильма. Когда даже глумление над трупом (спойлер!) вызывает не смех или возмущение, а скуку.
Когда самой сильной сценой фильма является издевательски циничное убийство. Когда хэппи-энд, положенный в таких фильмах не радует. Просто не радует, и ты не веришь не единому слову героев.
Это наступил постмодерн.
Вот такой он теперь новый Марвел. Не знаю, насчёт проката этого фильма - вероятно он соберёт кассу за счёт ностальгии по крутому герою Логану и в надежде на забавные выходки антигероя Дедпула. Но это будет конец.
Люди не пойдут в кинотеатры снова. Просто не пойдут - с глубоким безотчётным чувством отторжения. А что ещё может вызвать такое кино?
P.S. То, что не могу сказать здесь, я говорю на ТГ-канале НЕдуховный наставник.
Мои статьи на ту же тему:
Презрение к женщине в супергеройском кино. О тех самых новых женских образах, которые кажутся циничным издевательством над всеми идеями феминизма.
Тор из Марвел. За что его так? О том, как те же киноделы рушат мужские образы и героический миф как таковой.
Вечные. Фрик-шоу. О самом идейно выверенном фильме Марвел и насколько нелепой получается такая "идейность".