На самом деле в первый раз я услышала об этой игре года три или четыре назад. Однако покупать я ее не спешила. И вот недавно, в поисках какой-то атмосферной игры, я наткнулась на этот артефакт из прошлого, и погрузилась в него на несколько вечеров и на 20 часов в совокупности.
Забавно, что до запуска игры, я подумала, что действие игры происходит в нашем мире, где-то в Северной Африке, и скорее всего в недалеком будущем. Но каково было мое удивление (и восхищение), когда я поняла, что это: полностью выдуманный мир со своей историей и культурой (правда явно вдохновленный нашей реальностью).
Мне не хочется слишком много рассказывать об этой вселенной, потому что процесс исследования ее - это уже одна из причин, почему стоит поиграть в игру, но могу дать краткое введение: есть небесное пространство, называемое Небулой. По ней раскидано множество островков суши, называемых Лунами. Условия на этих Лунах могут очень различаться: некоторые из них являются плодородными землями, некоторые культурными центрами, а некоторые - безлюдными пустынями. Соединяются же они протяженными небесными реками, которые бороздят летучие корабли.
Культурно Луны также различаются, по сути они являются городами-государствами, обычаи которых часто обусловленны природными условиями. Например, главная героиня игры - археолог Алия Элазра, выросла на луне Элборет, большая часть населения которой живет в трущобах, и которая в более цивилизованных краях имеет репутацию города воров и работорговцев. Ей повезло быть замеченной профессором Мияри, которая возлавляет университет Айокса - культурной столицы Небулы. В результате этого девушка выучилась на археолога, специализирующегося на культуре Древних, и продолжила работать в университете.
Древние - это исчезнувшая цивилизация, которая оказала огромное влияние на технологии и культуру Небулы, но информацию о которой приходится буквально собирать по кусочкам. И этим, как вы догадались, придется заниматься именно нам.
Завязка проста: профессор Мияри просит нас помочь найти одного из сотрудников университета, который изучал Древних, а в особенности одним из самых значимых их изобретений - роботов. Да, роботы тут - это буквально артефакты прошлого, максимум на что способны люди - это чинить и частично перепрограммировать существующих, но никак не делать новых. Такой робот достается Алии в помощники. Так как особой любви девушка к роботам не испытывает (нередкий случай среди небулианцев), она ухитрилась потерять уже пятерых предыдущих роботов. Поэтому своего нежелательного компаньона она нарекает Шестым, и отправляется в путь.
Игровой процесс
Игровой процесс можно разделить на три части:
- Исследование локации: мы ходим по локации, взаимодействуем с активными точками, в результате чего получаем либо информацию, либо фрагменты надписей на языке Древних.
- Расшифровка надписей на языке Древних.
- Путешествие между Лунами по небесным рекам.
Локации в целом, достаточно разнообразные, и большая часть точек взаимодействия вознаграждает вас либо артефактом, либо куском лора, либо забавным диалогом с Шестым. Тут нет каких-то загадок, которые надо решать - хотя наличие определенных предметов пару раз поможет вам получить дополнительную информацию. Также тут могут быть доступны диалоги либо с Шестым, либо с другими персонажами, которых вы встретие.
Расшифровка надписей: пожалуй, то, что мне и продало эту игру. Язык Древних - это письменность иероглифическая. Естественно, печатать варианты перевода с нуля не надо: нам нужно либо выбрать из 2-4 вариантов наиболее подходящий по контексту, либо разбить фразу с помощью подстановки уже знакомых нам слов. Начинаем мы с непонятных закорючек, но чем больше надписей мы находим, тем больше закономерностей мы начинаем видеть, и тем проще нам подбирать подходящие варианты.
Путешествие между Лунами же является самой ненужной и растянутой по хронометражу частью геймплея. Практически, единственное значимое действие, которые мы можем совершить - это повернуть в нужную сторону. В остальном же вам придется по нескольку минут наблюдать за тем, как корабль движется по абсолютно однотипному пространству, и изредка натыкаться на островки с артефактами. Да, в определенный момент у вас появится возможность fast-travelа в некоторые локации, но для открытия новых локаций унылых полетов вам не избежать.
Персонажи
Конечно, больше всего вам придется наблюдать за взаимодействием главной парочки: Алии и Шестого. Это классический пример партнерства двух абсолютно непохожих персонажей. Алия из-за своего прошлого во-первых, обладает достаточно бунтарским характером, во-вторых, часто готова оправдывать средства целью. У Шестого же некоторые ее поступки могут вызывать угрозу перегрева этического ядра (да, реальный термин из игры). Кроме того, их контакту поначалу сильно мешают предрассудки девушки по отношению к роботам. Однако чем больше они путешествуют вместе, тем больше притираются друг к другу.
Также в игре присутствуют второстепенные персонажи, которые могут помочь в нам изучении артефактов, расшифровке надписей и получении новой информации: это университетский коллега Алии Хуанг (который явно поселился у нее во френдзоне), подруга детства Орои (которая может помочь нам разобраться в технологиях, несмотря на старую обиду), и еще парочка аутентичных NPC. Я не могу сказать, что они очень глубоко прописанн, но при этом ты хорошо чувствуешь, что их с Алией связывает общее прошлое.
Атмосфера
Графический стиль в игре достаточно простой, но приятный глазу. Большая часть элементов - статичны, а анимации просты, но тем не менее они придают игре какой-то уникальный шарм. Музыка тоже приятная и атмосферная.
Озвучка тут практически отсутствует (за исключением некоторых реплик Алии), так что читать придется очень много. Плюс, насколько я понимаю, есть только английская версия, поэтому хорошее знание языка обязательно.
Но есть нюанс...
По описанному выше у вас может сложиться впечатление, что игра просто замечательна, и я советую пройти ее всем. Однако, как бы мне этого не хотелось, я не могу этого сделать.
Во-первых, игра обладает очень плохим UX-ом. Очень много времени тратится на простое перемещение. Диалоги пропускать нельзя, можно только менять их общую скорость в меню настроек. Число одновременно отображаемых вариантов диалога равно трем. Кроме того, есть диалоги по ходу передвижения, которые нужно активировать нажатием клавиш Q и Е, хотя в 95% случаев они могли бы активироваться автоматически. Также из-за того, что игра явно делалась с упором на геймпады, иногда не получается с первого раза нажать на точку взаимодействия.
Во-вторых, несмотря на уникальность реализации расшифровки текстов, в ней очень не хватает: а) списка расшифрованных отдельных слов б) способности автоматически конструировать формы уже известных слов (например, нам может быть известно слово "come", мы можем знать как выглядеть глиф прошедшего времени, но при этом "came" будет считать абсолютно отдельным и никак не связанным словом).
В-третьих, в определенный момент ты понимаешь, почему Алия ненавидит роботов, потому что Шестой страдает синдромом Морганы из Persona 5, а именно - он постоянно предлагает нам покинуть луну, прежде чем мы исследуем каждый ее уголок. А вернуться на большую часть уже посещенных лун нельзя. Отдельных сохранений тоже нет. В результате: один неверно выбранный вариант - и ты теряешь целый пласт потенциального контента.
В-четвертых, концовка. Точнее концовки, однако получить я смогла только одну, потому что пройдя игру полностью, вам приходится начинать игру заново (в NG+ режиме, т.е. с сохраненными выученными словами). Остальные пришлось смотреть на Ютубе, и серьезно - я ожидала какой-то большей награды за все эти 20 часов игры. Я получила удовольствие от самого процесса, несомненно, но, увидев титры, я смогла только разочарованно сказать: "И это всё?".
Итог
Heaven's Vault - это уникальная инди-игра. Она может увлечь вас на несколько часов и зажечь в вас азарт исследователя. Но многочисленные проблемы с интерфейсом могут отпугнуть многих игроков, и вызвать фрустрацию даже у тех, кто поначалу испытывал от игры восторг.
Но как минимум попробовать отыскать Heaven's Vault все же стоит.