В новое десятилетие удмуртский автозавод вошел с грузом проблем и всего 2 базовыми моделями — вариациями на шасси "Москвич 412" (седан 412-028, лифтбек 2125 "Комби", фургон 2715 и пикап 27151) и всего 2 освоенными модификациями рожденной в муках "Орбиты" (позднее "Оды").
Затем старые машины, чья конструкция корнями брала истоки из начала 1960-х, стали уходить с конвейера. Первыми ушли седан и лифтбек, позже пикап. Дольше всех — до нового тысячелетия продержался "каблучок" 2715 — машину неплохо брали начинающие бизнесмены. Об отвратительном качестве сборки поздних "Ижей" слагали целые легенды, что негативно сказалось на имидже всего завода.
Понемногу выходили на плановые показатели по выпуску "Оды". Машина получилась с неплохим набором потребительских свойств, и выгодно отличалась от конкурентов "классического" семейства из Тольятти, опережая их по техническому уровню развития (реечное рулевое управление, придавшее большей остроты и точности управления, стойки передней подвески типа "макферсон" с 1 шаровой опорой вместо 2, более продуманной компоновкой, за счет чего простор в салоне при габаритах кузова, сравнимых с ВАЗовским "зубилом" был на уровне "Волги") и задним диваном с раздельно складывающейся спинкой ( его не было в то время ни на 2104, ни на 2109), при этом находясь в одной ценовой категории. Из-за присутствия в конструкции деталей от "классики" и "зубила", и даже "Москвича" машина несла на себе отпечаток эдакой "сборной солянки", что отразилось на ее популярности. В силовой установке трудился уфимский двигатель УЗАМ 3317 объемом 1700 "кубиков", аналогичный тому, которым комплектовался "Москвич 2141" в паре с 5-ступенчатой механической КПП оригинальной конструкции омского производства (позднее стали устанавливать 1,6-литровый карбюраторный двигатель ВАЗ 2106-70 в паре с "вазовской" же КПП). Однако, низкое качество окраски и обработки кузова внесло свою лепту — в условиях агрессивных московских зимних дорог ижевские автомобили сгнивали до дыр вдвое быстрее, чем "классика". Лишь с переходом "Иж-Авто" под руководство компании СОК удалось добиться приемлемого качества и производственных объемов.
Новое семейство должно было состоять из целой гаммы кузовов — пикап, фургон, фургон с высокой крышей, трех- и пятидверный хетчбек, кабриолет на их базе, универсал, и даже седан. Но "гладко было только на бумаге". В условиях трудного пути к рынку смогли наладить выпуск лишь пикапов 2717, хетчбеков 2126 "Ода" и универсалов 21261, получивших собственное имя "Фабула".
В последние годы производства были сделаны некоторые "инъекции молодости" — под капотом появились моторы объемом 1,8 от "Нивы", а также усилиями тюнинговых фирм рождались полноприводные ИЖи на базе "Фабулы", "Оды" и пикапа 27171. Но таких автомобилей собрали слишком мало, и энтузиастов, готовых купить их было примерно столько же.
Была изменена и приборная панель — получила округлые обводы и свою оригинальную комбинацию приборов, лишь на первый взгляд похожую на таковую у 2110 (ранее использовался щиток приборов от Москвич-2141).
Даже запланировали рестайлинг, который должен был радикально преобразить переднюю и заднюю часть машины (в частности, удлинить дверь багажника до уровня бампера, снизив погрузочную высоту). Но этого, увы не случилось.
Предполагался и вариант обновления "малой кровью" путем установки передней оптики от ВАЗ 2115 и соответствующих измененных передних крыльев, в результате смотрелось очень эклектично, и в серию эта машина не пошла.
С 2005 года выпуск автомобилей собственной конструкции прекращен. В течение небольшого периода здесь собирали корейский "Киа Спектра", а также автомобили "классического" семейства ВАЗ и фургоны на их базе с будкой от ИЖ 2717.
Ныне предприятие полностью сосредоточено на производстве моделей "Веста" и "Гранта" разработки Авто ВАЗа.
И лично для меня, как бывшего владельца "Оды" такой финал истории завода видится весьма грустным — отдав предпочтение убогим и устаревшим коробкам под названием ВАЗ 2104 и ВАЗ 2107 завод потерял оригинальные модели с интересным набором свойств, которые при небольшом вложении могли полностью отбить конкурентов в этой нише