Найти тему
Журнал не о платьях

"Большой рот с толстыми губами – это чувственность, желание всё съесть и выкричаться". Но он был в моде не всегда

Оглавление

Collagemaker.com
Collagemaker.com

А что было в моде?

«Породистая кобылка» – эпоха Возрождения, XVI век

«Венера и лютнист» (1565–1570). Тициан
«Венера и лютнист» (1565–1570). Тициан

Эпидемии чумы и оспы, типичные для Средневековья, перестали косить население Европы. Еды стало больше, настроение веселее. Люди вспомнили, что у них есть тело. И решили:

«Полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча».

Это слова Себастьяна Бранта, ловеласа и сатирика.

В моду вошли пышные красавицы. Полные плечи, широкая спина, упитанный живот, эффектными складками ниспадающий на талию. И маленькая грудь, похожая на две широко расставленные чаши. Большая грудь считалась некрасивой и подходящей только для кормилицы. Зато широкие бедра были неотъемлемой частью красоты – они обеспечивали выживаемость женщин в те века, когда в родах умирала каждая четвертая. Волосы ценились рыжевато-медовые.

«Фарфоровая куколка» – Галантный XVIII век

«Маркиза де Левре», 1780. Александр Рослин
«Маркиза де Левре», 1780. Александр Рослин

Красавица уменьшилась в размерах и приобрела изящные формы. Красота в этот век невозможна без мешка пудры и румян, которые считались универсальными средствами омоложения. Пудру чаще всего делали из муки тончайшего помола, ею щедро засыпали прическу, лицо, декольте, плечи и руки. А потом румянили щеки и грудь. Все – красавица готова!

Идеал красоты: высокий лоб (за ним следовало скрываться умным мыслям, так как ценилось искусство беседы), тонкие черты, большие глаза и маленький изящный ротик. Большой и пухлогубый рот был признаком вульгарной и прожорливой агрессивности. Впрочем, как и квадратный, как теперь говорят, «волевой» подбородок. Он выдавал плебейское происхождение, свидетельствовал о грубой и некачественной еде, развивающей мощные челюсти, о постоянном напряжении, от которого стискивают зубы, а вовсе не о силе характера. В 1773 году в небе над Европой пронеслась комета. И в моду вошла одноименная прическа – волосы начесывали и поднимали высоко надо лбом.

«Античная статуэтка» – эпоха Наполеона, начало XIX века

«Портрет мадам Рекамье», 1805.  Франсуа Жерар
«Портрет мадам Рекамье», 1805. Франсуа Жерар

В героические наполеоновские времена в моду вошла естественность. Стан гибкий, волосы темные, кожа белая, атласная. И как известно всем женщинам, ничто не обходится нам так дорого, как стильный «натуральный вид». Чтобы фигура отличалась стройностью, дамы принимали внутрь чуток мышьяка. Каждый день. А вы – диеты, диеты... Мышьяк – вот вам убийственное «средство для похудения»!

Платья шили легчайшие, из тонкого муслина, газа или крепа, открывающие плечи и перехваченные под грудью. Они весили не более 300 граммов. Скромные дамы надевали под платье трико телесного цвета. Все остальные – вроде Жозефины, жены Наполеона, или признанной красавицы мадам Рекамье – носили наряды на голое тело. Как говорили в те времена: «Если у женщины сквозь платье не видно сложения ног от щиколоток до туловища, про нее говорят, что она не умеет одеваться».

«Дама с камелиями» – эпоха романтизма, середина XIX века

«Портрет Генриетты Зонтаг», 1831. Поль Деларош
«Портрет Генриетты Зонтаг», 1831. Поль Деларош

В 30-е годы XIX века в моду вошли романтизм и мрачная готика, что сделало красоту болезненной: кладбищенская бледность, безумие – как у скульпторши Клодель, чахотка – как у куртизанки Маргариты Готье, а также круги под глазами, кроваво-красный рот и томик Байрона в руке.

На волне популярности брюнетки. Глаза – чем больше, тем красивее, брови дугой. Чувства много, трагизм зашкаливает, агрессии – все еще мало. Любопытно, что носы у красавиц и этой эпохи, и предыдущих – длинные и изящные, что являлось признаком благородного происхождения и породы еще со времен Древней Греции. Варианты «кнопка» или «картошка» не рассматривались! Талия затянута донельзя, юбки пышные, вес платья доходит до 20 кг.

"Андрогинная красота" - эпоха декаданса, конец XIX века

 «Портрет Джейн Моррис» («Платье из синего шелка»), 1868.  Габриэль Россетти
«Портрет Джейн Моррис» («Платье из синего шелка»), 1868. Габриэль Россетти

В мире появился новый тренд, который очень явственно отразили в своем творчестве художники-прерафаэлиты. А расцвет его пришелся на конец века. Это девушка, сильно смахивающая на красивого парня. В этом не было бы ничего странного – женственно-юношеское давно писали и ценили. Шокирует другое: женщина этой эпохи наделена теми сурово мужскими чертами, которые до тех пор не ценились даже в мужских лицах и никак не считались эталоном красоты – такими как хмурый низкий лоб, массивная нижняя челюсть, большой и чувственный рот, широкие брови. На шее Джейн Моррис, любимой модели художника Россетти, даже кадык заметен!

И с тех пор андрогинный типаж никуда из моды и стиля не выходит. Он временами прячется в тень. А потом – вновь является на свет солнца и софитов как символ техногенного мира.

«Женщина-цветок» - эпоха ар-нуво, начало XX века

«Портрет Хелен Терра Селье», 1907. Франсуа Фламен
«Портрет Хелен Терра Селье», 1907. Франсуа Фламен

Ах, как она прелестна, беспечна и мила! Она и не подозревает, что царствовать ей осталось всего несколько лет. Ее прообраз – оперная дива Лина Кавальери. Петь и музицировать она еще может. Работать – а что это такое? Она не выносит ни яркого солнца, ни мороза. Ее стихия – вечер. Она не приспособлена к конкурентной борьбе. Таких красавиц писали Альфонс Муха и Франсуа Фламен. Дамы носили платья от знаменитого Пуаре, зауженные внизу настолько, что в них едва удавалось ходить, и огромные шляпы с цветами.

Этот тип красоты, утонченный и нежный, когда глаза больше, чем рот, а прелестная головка на длинной шее чуть клонится набок под тяжестью волос, ушел и вряд ли вернется. В нем по нашим временам маловато агрессии и силы.

Женщина-мальчик – эпоха джаза, 20-e годы XX века

«Портрет принцессы Оболенской», 1929. Савелий Сорин
«Портрет принцессы Оболенской», 1929. Савелий Сорин

После Первой мировой войны женщины изменились раз и навсегда, так как начали работать и зарабатывать. В массе своей после гигантских потерь мужского населения на всех фронтах они лишились возможности выйти замуж, плюнули на это – а что делать-то, выхода нет, – закурили, сели за руль автомобиля, занялись спортом, встали к станку, пошли отплясывать чарльстон и голосовать на выборах.

У красавицы 20-х годов нет ни бюста, ни бедер, ни попы, ни талии. Зато у нее накачанные от тенниса плечи. Темные волосы острижены. Тень от усиков допустима. Помада темно-красная. Загар или румянец приветствуются. Выражение лица наглое. И нос по-прежнему рулит.

«Роковая красавица» - 30-е годы XX века

«Портрет Марджори Ферри». Тамара Лемпицка
«Портрет Марджори Ферри». Тамара Лемпицка

Власть в Европе захватили диктаторы всех мастей. Жизнь стала побогаче, но в воздухе пахло войной. Поэтому женщины позволили себе больше женственности – белокурые локоны, брови-ниточки. Стройный стан. Но плечи у них остались широкими, увеличенными подплечниками и словно готовыми вынести на себе всю тяжесть мира, руки – сильными, а бедра – узкими.

«Счастливая кошечка» - 50-е годы XX века

«Ее милый песик», 1958. Джил Элвгрен
«Ее милый песик», 1958. Джил Элвгрен

Идеалом красоты стала «ухоженная домашняя кошка» особо крупных размеров. Женщины так много работали и страдали во время Второй мировой войны, что решили: а теперь неплохо бы превратиться в прекрасный цветок, вновь вернуть мужчине ответственность за жену, за дом и семью и заняться хозяйством.

У них появились пышные формы, из забвения возник корсет, многослойные юбки от Диора. Плечи стали узкими и покатыми, декольте глубоким, волосы кудрявыми. Настроение – игривым, как у девушек с бешено популярных в те годы пикантных и возбуждающих картинок стиля «пин ап», для которых позировали знаменитые актрисы Рита Хейворт, Ким Новак, Мэрилин Монро.

«Гламурная супермодель» - эпоха диско, 80-е годы ХХ века

«Портрет актрисы Регины Разумы». Майя Табака
«Портрет актрисы Регины Разумы». Майя Табака

Портрет был создан в 1980 году, похищен на выставке в Швеции в 1983 году, написан заново в 2011 году.

Женщине этого времени вернуться на прежнее, пассивное «женское» место не получилось: скучно стало. Противозачаточные таблетки подарили «безопасный» секс, возникли аэробика, фитнес, диеты и феномен супермоделей – женщин, которым платили сумасшедшие деньги за эффектную внешность и возможность посмотреть, как на них выглядит тот или иной наряд.

Красавица сильно похудела, вытянулась, уменьшила попу и бедра диетой, гордо развернула плечи и решила испытать жизнь на прочность. Она сексуальна, ослепительно хороша, не озабочена деторождением, заинтересована в карьере и свободной любви.

«Властительница жизни и мужчин» – XXI век

«Кармен», 2011. Андрей Атрощенко
«Кармен», 2011. Андрей Атрощенко

В моде сильная женщина. Мы ходим в фитнес-клуб, сидим на диете, качаем попу и бицепсы. Делаем уколы гиалурновой кислоты в губы, потому что большой рот с толстыми губами, как говорят физиономисты, – это чувственность, желание все съесть и выкричаться. А для нас все это не чуждо. Высокие скулы говорят о том, что мы – сильные и взрослые. Это у ребенка щечки пухлые. А у взрослой женщины – впалые!

Сильная, гибкая, мускулистая, смуглая красавица наших дней бесконечно далека от эталона красоты эпохи Возрождения. Капризным выражением и очерком худощавого, слегка андрогинного лица с упрямым подбородком она чертовски напоминает андрогинных красавиц Россетти. И способна управлять не только своей жизнью, но и жизнью своего мужчины. Если захочет.

Текст: Галина Панца (с) "Лилит"

Консультант: Вита Банга, искусствовед