В период с 1881 по 1883 год в Анапе проводил раскопки Владимир Густавович Тизенгаузен — выдающийся русский археолог, востоковед и нумизмат. Его исследования стали одними из самых значимых для того времени и значительно расширили знания о курганных древностях Северного Причерноморья.
Из сообщения председателя археологической комиссии генерал-Адъютанта Графа Строганова начальнику Черноморского округа полковнику Н.Е. Никифораки:
«По распоряжению Императорской Археологической Комиссии Старший Член ея, Статский Советник Тизенгаузен направляется в мае сего года для археологических исследований в течение летних месяцев в окрестностях г. Анапы, производимых ежегодно по Высочайшему повелению. Сообщая об этом Вашему Превосходительству, Археологическая Комиссия считает своим долгом покорнейше просить Вас сделать распоряжение об беспрепятственном допущении г. Тизенгаузена к упомянутым исследованиям, а также оказать ему в случае необходимости содействие к успешному исполнению возложенного на него поручения».
Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 453. Оп. 1. Д. 1024. Л. 1.
В 1881 году В. Г. Тизенгаузен начал раскопки многочисленных курганов на территории и вблизи города. За этот год он исследовал около 30 захоронений.
Во дворе мещанина Дмитренки и на площади у городских ворот были проведены раскопки нескольких грунтовых могил. Также были исследованы два кургана в городской черте и цепочки курганов к востоку и юго-западу от Анапы.
Большинство захоронений было разграблено ещё в древности, но В. Г. Тизенгаузену всё же удалось обнаружить множество изделий из стекла, металла и керамики, а также золотые и серебряные украшения. Все найденные предметы были переданы на хранение в Императорский Эрмитаж.
В 1882 году Владимир Густавович Тизенгаузен раскопал большой Витязевский курган, который находился вблизи станицы Благовещенской. Ранее эта насыпь служила местом стоянки казацкого пикета — так военные наблюдали за поселенцами на соседних возвышенностях.
Курган был расположен на небольшой возвышенности в 10,7 км от Анапы и примерно в 1,6 км от берега Чёрного моря. Он имел внушительные размеры: окружность — 266,7 м, а высота — около 10,6 м. Курган стоял у дороги, ведущей в село Витязевку (сейчас посёлок Витязево).
Раскопки начали с западной стороны, постепенно продвигаясь к центру кургана. На расстоянии 36 метров от подошвы насыпи археолог обнаружил вход в большой каменный склеп с полукруглым сводом, который был заложен огромными плитами и немного впущен в материк.
Ещё до вскрытия склепа В. Г. Тизенгаузен заметил следы грабительского лаза: он спускался с вершины кургана к своду склепа. Опасения исследователя подтвердились: оказалось, что в одном месте свод был пробит, а затем тщательно заделан.
В камере склепа находился большой деревянный саркофаг. В углу лежала сорванная с его крышки доска. По земляному полу были разбросаны фрагменты крышки от расписной леканы.
В саркофаге обнаружили хорошо сохранившийся женский скелет, покрытый саваном из грубого белого холста. У ног лежали сандалии, плетёная из прутьев корзинка и кожаный кошелёк, расшитый золотыми нитями.
«истлели до такой степени что при малейшем к ним прикосновении превращались в мельчайший прах».
Несмотря на то, что склеп был ограблен, в саркофаге сохранились золотые и стеклянные бусы, золотой перстень, резные каменные печати, в черепе находилась золотая монета Лисимаха (ок. 281 г. до н.э.). На полу найдены серебряные и бронзовые обломки от разных украшений. Все находки были переданы в Императорский Эрмитаж.
В.Г. Тизенгаузен предположил, что:
«грабители, во время расхищения гробницы застигнутые людьми, находившимися, быть может, в родственных или дружеских отношениях к погребенной и потому тщательно заделавшими пробитое в своде отверстие, успели захватить с собой только самые ценные вещи…».
Деревянный саркофаг, найденный в склепе, сильно пострадал от сырости. На средней доске, окрашенной в розовый цвет и обрамленной резным орнаментом лесбийского киматия и нити жемчужника, укреплены деревянные резные позолоченные фигурки нереид на гиппокампах, тритонах и драконах, везущих оружие Ахиллу. Пилястры украшены позолоченными арабесками, а карниз — резными позолоченными фигурками воинов, вооруженных мечами и щитами. Ножки выполнены в виде пилястры с вертикальным углублением в середине, окрашенным в розовый цвет и заполненным резным позолоченным орнаментом, составленным из побегов аканфа, цветов и пальметт.
Саркофаг и хранится в Государственном Эрмитаже, инв. № Гп.1882-45 (Зал. №115 «Древности Северного Причерноморья конца VII в. до н.э. – III н.э.»).
Погребение относится к III веку до нашей эры и является частью курганного некрополя Горгиппии — античного города, который существовал на месте современной Анапы в период с IV века до н. э. до середины III века н. э.
Судя по размеру гробницы и ценности погребального инвентаря, в склепе была похоронена знатная женщина — представительница горгиппийской аристократии, возможно, из правящей семьи.
В настоящее время от Витязевского кургана остался только останец насыпи высотой 7 метров. В 2020 году его исследовала Новороссийская экспедиция Института археологии РАН под руководством А.А. Малышева.
Вокруг останца грунт был срезан до скалы с помощью экскаватора. Судя по длине среза (около 40 метров) и размерам карьера на месте насыпи, можно предположить, что диаметр кургана превышал 100 метров.
Задавайте вопросы и делитесь своими впечатлениями об этом удивительном открытии в комментариях!
Источники: Отчет Императорской Археологической комиссии: за 1882-1888 годы. СПб., 1891; Альбом рисунков, помещенных в отчетах Императорской Археологической комиссии за 1882-1898 годы. СПб., 1906; Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.-Л., 1949; Кобылина М. М. Саркофаги и надгробия // АГСП. М., 1984; Иванова А. П. Анапский саркофаг и деревянная резьба на Боспоре в эпоху эллинизма // Труды Государственного Эрмитажа. Т. II. Культура и искусство античного мира и Востока. Л.-М.: «Искусство», 1958; Новичихин А. М. «По распоряжению Императорской Археологической Комиссии...» (Из истории изучения анапских древностей) // Социально-культурный сервис и туризм. Проблемы и перспективы развития. Вып. 1. М.: ВШК, 2006. С. 150-155; Малышев А. А., Новичихин А. М. К истории и археологии южной части Синдики // Сибирские исторические исследования. 2022.