Привет друзья.
Для начала, всех причастных к Военно-Морскому флоту, с Праздником. Семь футов под килем.
Так уж сложилось, что мне довелось работать и учится с людьми, которые служили на флоте. Ну и когда было время, удавалось расспросить их о службе, узнать кое - что интересное о кораблях и подводных лодках. Я служил срочную службу «сапогом», как говорят моряки. А кто служил на флоте, относили себя к особой касте. Да, наверное, и правильно, ведь они служили три года и подводная лодка в море, под водой, это не казарма, где то в лесу.
И так начнем, в хронологическом порядке.
Сверхсекретное противолодочное оружие.
Мой школьный друг Юрий, после школы, окончил мореходное училище в Ленинграде. После учебы, у них была практика на военном корабле (вместо срочной службы), точно не помню, вроде бы 45 суток, может быть три месяца. Эта краткосрочная служба проходила у него на противолодочном корабле. Корабль обладал очень мощным и сверхсекретным, по тем временам оружием для борьбы с подводными лодками. На корабле была установка, излучающая в воду колебания сверхнизкой частоты от 5 до 7 Герц. При частоте генератора около пяти Герц люди, подверженные влиянию этих волн, впадают в панику, смертельный страх одолевает ими, а при частоте 7 Герц люди умирают.
Когда запускали установку, даже на этом противолодочном корабле находиться ниже ватерлинии было не возможно. Оператор установки менялся через каждые несколько десятков минут, просто больше не выдерживали. Ну а экипаж подводной лодки, попавший в зону действия этой установки, практически погибал, лодка становилась не управляемой.
И было это еще в начале 70-х годов прошлого столетия.
О наличии подобного оружия, я потом еще от одного знакомого морского офицера слышал. А в начале двухтысячный годов и по телевизору в одной из передач про флот упоминали об этом оружии.
Об атомных подводных лодках.
Еще два моих хороших знакомых, коллеги по работе и даже мы учились вместе заочно в Ленинграде в институте с 1977 по 1983 годы, многое рассказывали про службу на подводных лодках.
Николай, после школы, со второй попытки, но поступил в школу мичманов в Ленинграде и после ее окончания служил 5 лет мичманом на подводных лодках Северного флота радиотелеграфистом. Несколько раз за службу участвовал в трехмесячных боевых походах в Карибское море. После увольнения со службы купил «Москвич 412» и устроился в нашу организацию работать.
Ярослав служил срочную службу, сначала в Ленинграде в учебке, а потом на Северном флоте на подводной лодке акустиком. За три года он тоже три раза участвовал в трехмесячных боевых походах в Карибское море. Жил и работал он в соседнем районе, учеба нас познакомила. А как позже выяснилось, у Николая с Ярославом был небольшой период, когда они служили на одной лодке.
Что интересного рассказал Ярослав.
- Еще в учебке, в Ленинграде, к празднику ВМФ, их, курсантов, начали тренировать на парад. Они должны были проплыть строем по Неве. Ярослав вспоминает, что затея эта ему не нравилась, кто его знает, что может случиться во время заплыва, утонешь, и не заметят, что от одного моряка, только бескозырка осталась. Начальство, потом тоже отказалось от этой затеи.
- Как-то раз, мы с Ярославом шли по Ленинграду, и он говорит, вот в эту прачечную они возили стирать постельное белье, когда он служил в учебке. Моряки разгружают белье, а принимают его гражданские женщины, острые на язык. «Ну морячки от вашего белья можно забеременеть», морячки смущаются, краснеют.
- Однажды их лодка шла в надводном положении, тренировка в Баренцевом море. Ярославу захотелось посмотреть море, и он вылез в люк для перископа наверх командирской рубки. Находившийся там офицер, тут же дал Ярославу наряд вне очереди, чистить цистерну грязной воды у лодки. Цистерна эта располагается между жестким корпусом и легким корпусом, повторяет изгибы корпуса лодки и в нее сливаются все бытовые нечистоты лодки. Он и еще один провинившийся моряк, надели костюмы химзащиты и залезли в эту цистерну. Удовольствие, не из приятных. Жидкость из бочки уже была выкачана, а им предстояло соскрести всю слизь и грязь с боков цистерны.
- Атомные подводные лодки очень комфортные. Примерно 100 метров длинной. Экипаж порядка 100 человек. Есть сауна, спортивные снаряды, кинозал, курилка. Ярослав один раз в свободное от дежурства время, находился в курилке. И вдруг лодка резко наклонилась, он упал, и головой ударился о стенку помещения. Потом оказалось, что они чуть не утонули. Отказал какой-то важный клапан. Хорошо один из мичманов находился на своем посту, сообразил, что произошло, и быстро среагировал, перекрыл запасные клапаны вручную.
- При первом плавании в теплые моря, молодых посвящают в моряки. Нужно помыться забортной водой и выпить некоторое количество (не помню сколько) соленой забортной воды.
- Ярослав был акустиком. Это глаза и уши подводной лодки. Интересные случаи бывали. Отлично слышны шумы, дашь данные штурману, а он смеется, это сухогруз за две тысячи миль идет по-своему морскому коридору. А бывало и так, что в одну смену шумы еле слышны, и в следующую смену шумы еле слышны. Невозможно квалифицировать их. Но вдруг резко нарастают шумы. Оказалось, что лодка шла совсем рядом с каким-то судном параллельными курсами, а потом их курсы пересеклись, судно прошло над лодкой. Чуть не задев за нее.
Эти события объясняются так. В воде образуются слои, разной температуры, течения разные и иногда звук очень хорошо распространяется по слою как по волноводу, отражаясь от соседних слоев. Но иногда, ни чего не слышно и рядом с источником шума. Так как источник шума находится в другом слое воды.
Но это хоть что-то шумит, а айсберг не шумит. Его обнаружить можно только подав импульс, который от него отразиться, но в активном режиме работать нельзя, сразу засекут лодку. Кругом вражеские буи с приемниками. - Ярослав рассказывал: «Однажды, прошел слушок, что их хотят отправить служить на Кубу». Мичман принес гражданскую одежду. Их всех сфотографировали в гражданской одежде на паспорт. Были уже сделаны граждански документы всем морякам. Но потом, что-то произошло и командование передумало.
Что интересного рассказал Николай.
- Он был радистом. Прием на сверхнизких частотах еще как то осуществлялся даже в подводном положении, а чтобы передать радиограмму, нужно всплыть на под перископную глубину. Выпустить специальную антенну, которая потащится за лодкой на тросу и всплывёт. Радиосообщение очень сильно сжимается и коротким импульсом за миллисекунды выдается в эфир. Антенну нужно смотать, но иногда ее не успевали сматывать, лодка дает полный ход и уходит на глубину, трос обрывается. Ходили слухи, что американцы даже находили эти наши потерянные лодками антенны, подсмеивались над русскими моряками и их примитивными антеннами.
- Николай рассказывал, что во время боевого похода, они как могли развлекались. Свободные от боевого дежурства моряки устраивали всевозможные концерты. В экипаже всегда найдутся весельчаки, которые отчебучат такое, что моряки со смеху умирают. Он рассказывал про веселого старпома, который знал много анекдотов, умел рассказывать всякие веселые истории. К сожалению, я уже их подзабыл. Но зато высказывание командира лодки, я помню. Один командир БЧ дикцию имел не важную, и докладывал по громкоговорящей связи, так что ни чего понять не возможно (только догадаться). Командир говорит: «Повтори», а доклад снова не разборчиво звучит. Командир по громкой связи на всю лодку, кричит: «Выплюнь ху* и скажи снова».
- Николай также вспоминал такой случай. Был у них на лодке матрос, у которого боевой пост был в кормовом отсеке. Ему нужно всегда проходить через отсеки мимо ядерных реакторов. В учебке матросу говорили, что радиация вредно может повлиять на мужской организм. И пробегая мимо отсеков с ядерными реакторами он закрывал свое хозяйство ладонями. В отсеках стояли видео камеры и в центральном посту дежурные видели забеги и защиту моряка. Начали над ним подсмеиваться. Но однажды смотрят, в видеокамеру, ни чего не видно, что такое. Пошел мичман смотреть, что с камерой. Оказалось, она замазана специальной смазкой, которая применялась на лодке для смазывания механизмов. Очень стойка к воде. Еле отмыли камеры от смазки.
- После каждого боевого трехмесячного похода, Николай, да и все другие офицеры, мичманы, отправлялись в санатории на Черное море восстанавливать здоровье. Много историй он рассказывал о пребывании на отдыхе, но все они пошловаты. Одну все-таки осмелюсь привести.
Один молодой моряк (сослуживец Николая), в доме офицеров на танцах познакомился с женщиной. Моряку невтерпеж. Вышли с дамой из дома офицеров и в кусты (темно вроде бы). Только начал дело делать, как из дома офицеров еще морячки выскочили, к кустам подскочили и помочились по легкому, вроде бы даже что-то заметили, хихикнули и ушли снова на танцы. Настроение испорчено, моряк пытается слезть со своей подруги, но не тут то было. От испуга у подруги все заклинило. Кое как им удалось бочком выползти из кустов и подняться. И как раз милиционер на мотоцикле едет по дороге, моряк давай кричать, махать руками. Милиционер молодой паренёк, когда понял в чём дело, засмущался, кое как в люльку запихал не разлучную парочку. Привез в медпункт. Врач укол даме сделала и моряку. Моряк возмущается, а мне то за что. Через несколько минут удалось расстыковаться с подругой. - Николай вспоминал, что однажды он участвовал в испытаниях на глубоководное погружение. Ощущения не из приятных. По перископу, по выдвижным антеннам, и в других местах в лодку начала просачиваться вода. Что-то начало потрескивать, поскрипывать. Глубину, на какую они погружались, я не запомнил, но это были сотни метров.
- Белье на субмарине было одноразовое. Его не стирали, а складывали в специальные мешки и выбрасывали в океан, вроде бы через торпедные аппараты. Кстати, когда Ярослав первый раз встретился с Николаем, он сначала узнал на нем тапочки с подводной лодки. Потом разговорились и выяснили, что служили вместе.
- Во время похода, морякам давали немного сухого вина, может грамм 50, точную цифру забыл. Моряки иногда хитрили, сговаривались и отказывались от своей порции в пользу одного из них, счастливчику доставалась уже серьезная порция вина. В следующий раз вином баловался уже другой моряк.
Вот и все друзья, что я вспомнил. Прошло уже больше 40 лет, с тех пор как мне рассказывали морские байки. Многое уже и подзабыл.
Напишите в комментариях свои интересные истории о флоте.
Всем добра.