Найти тему

Мультфильм "Тайна Келлс"

«Передо мной прошло много эпох и будучи то лососем, то ланью, то волком, я видела, как викинги завоевывают Ирландию, разрушая все на своем пути в поисках золота. Я видела страдания во тьме, но также я видела, как в самых неожиданных местах рождается красота. Я видела книгу. Книгу, превратившую тьму в свет».

Мультфильм "Тайна Келлс" хочется пересматривать, чтобы снова окунуться в чудесную атмосферу. Он про искусство, сохранение культуры во мраке невежества, передачу мастерства, преодоление страхов, открытость миру.

Вдохновением для сюжета послужила история создания Книги Келлс. Это рукописное Евангелие от Иоанна IX века, знаменитое своими орнаментами и миниатюрами. В мультфильме книга выступает прежде всего мультикультурным символом красоты и просвещения и по большому счету не важно, что в ней за произведение, важно, что она шедевр. Как сказал один из персонажей: «Книга – светильник в тёмные времена варварства»

Кадр из мультфильма "Тайна Келлс"
Кадр из мультфильма "Тайна Келлс"

В аббатство Келлс из разоренного норманнами аббатства на острове Айона прибывает монах Айдан, о котором ходит молва как о лучшем иллюстраторе. Он привозит с собой книгу. Она была начата святым Коломбой, продолжена Айданом, а главному герою, любопытному мальчику Брендану, предстоит постигнуть тайну мастерства и довести дело до конца.

В этом мультфильме нет ничего лишнего, всё имеет значение. Даже белый котик Айдана по имени Пангур Бан — полноценный персонаж истории. Это мяукающий персонаж получил имя в честь стихотворения, написанного ирландским монахом IX века о своем питомце. Последнюю строчку этого стихотворения о превращении тьмы в свет можно считать лейтмотив мультфильма. Пангур Бан в переводе означает «белый валяльщик». Возможно, автором стихотворения является Седулий Скотт. Так предполагают из-за сходства стиля. А там кто его знает?

Кадр из мультфильма "Тайна Келлс"
Кадр из мультфильма "Тайна Келлс"

Во внешности Айдана мультипликаторы отразили ту же кошачью пластику, те же мягкие линии. Это совершенно очаровательный персонаж. Айдан - прекрасный пример легкого на подъём человека, не засохшего душой с годами, не переставшего удивляться и видеть прекрасное вокруг. Не удивительно, что Брендана он обаял и разжёг у мальчика интерес к рисованию.

Келлах, настоятель монастыря и по совместительству дядя Брендана - его противоположность. Он всецело занят возведением стены, которая призвана защитить от норманнов, запрещает племяннику ходить в лес и не в восторге от того, что Айдан подбивает мальчика нарушать запреты. Конечно, настоятель тоже действует из благих побуждений, но любое творчество, лишённое воздуха и движения, имеет свойство загибаться. Если Айдан динамичный и летучий, как вдохновение, а книга путешествует вместе с ним, то Келлах статичен и пытается охранять культуру, оградив её от внешнего мира. Когда-то настоятель тоже отличался способностями к рисованию, но благополучно закопал свой талант в землю.

Кадр из мультфильма "Тайна Келлс
Кадр из мультфильма "Тайна Келлс

Брендан, отправившись по поручение Айдана в лес за чернильными орешками, знакомится с фрейри Эшлинг, последней из Туата де Даннан (племени богини Дану). Это одно из мифических племен, правивших когда-то Ирландией. Имя Эшлинг означает «мечта», «видение». Она хозяйка и защитница леса, которая сначала хочет прогнать Брендана, но потом ей становится любопытно, зачем ему орешки, которые не едят. У них завязывается дружба. Когда мальчик знакомится с миром на пределами аббатства, природа превращается для него в источник вдохновения. К тому же дружба Брендана и Эшлинг неплохо воплощает культурный синтез, произошедший в Ирландии на стыке христианства и кельтского язычества.

Кадр из мультфильма "Тайна Келлс"
Кадр из мультфильма "Тайна Келлс"

Кром Круах — тоже след языческой Ирландии. Это божество, которому, похоже, приносили человеческие жертвоприношения. В мультфильме узнаются атрибуты его культа в виде камней. Есть вероятность, что Кром Круах — очень древний бог плодородия, которого успели демонизировать почитатели других пантеонов, а ещё его по легенде победил святой Патрик.

В мультфильме Кром Круах предстает как гигантский червь, а его глаза — преломляющие свет призмы, помогающий рисовать чудесные узоры. Айдан рассказывает, что один такой глаз достался ему от Коломбы, но к сожалению, потерялся, когда Айдан бежал с острова от норманнов. Брендан отправляется за новым глазом, и мне понравился способ, каким мальчик одолел древнее чудовище. Он рисовал. Чудовище как материализованное воплощение страха и воображение, чтобы его одолеть. Бернард заключает Кром Круаха в нарисованную окружность и червь (или змей) начинаем кусать сам себя. Не за хвост правда, но в уме всё равно всплывает образ уробороса, символизирующего вечность. Кром Круах в "Тайне Келлс" скорее всего тоже символизирует пожирающее время, превращённое в вечность. И становится понятно, почему художники смотрят на мир через его глазами.

Кадр из мультфильма "Тайна Келлс"
Кадр из мультфильма "Тайна Келлс"

Выходя из пещеры, Брендан вместо обессиленной, возможно даже мертвой Эшлинг видит цветы и траву. Образ уробороса с циклом обновления природы тоже хорошо перекликается.

Норманы в мультфильме максимально обезличены, это просто чёрные силуэты со сверкающими глазами. Они бездуховны, несут разрушение и страницы под их взглядом мертвы, тогда как перед глазами Брендана оживали. Изображение норманнов показалось мне куда более мрачными, чем хтонический образ Кром Круаха, который, как ни поверни, часть мироздания.

Весь мультфильм снят в эстетике миниатюр из Книги Келлс, и при его создании практически не использовали компьютерную графику. "Тайна Келлс" стала дебютной режиссёрской работой ирландца Тома Мурра, получила кучу наград и номинировалась на Оскар. Как по мне, слава вполне заслуженная. Музыка в "Тайне Келлс" тоже самобытная и красивая. Как любительница фолка я не могла её не заценить. Среди музыкальных композиций помимо замечательной музыки французского композитора Брюно Куле присутствуют мелодии ирландская фолк-группы Kila.

Кадр из мультфильма "Тайна Келлс"
Кадр из мультфильма "Тайна Келлс"

Мультфильм снят очень изящно, аллегорично, в особенной визуальной стилистике. В его нюансы хочется вглядываться, как в детали средневековых орнаментов из Книги Келлс.