Найти в Дзене

Альтернативная коммуникация. Часто задаваемые вопросы.

1. Что это и зачем?

Альтернативная коммуникация – это способ невербального общения. Она нужна в случаях, когда человек не может общаться при помощи устной речи по каким-либо причинам (физическим, ментальным). К таким причинам, кроме всего прочего может относиться невнятная для окружающих речь или речь, которая не используется для коммуникации (например, ребенок цитирует мультики наизусть, но не просит маму покормить его, если голоден).

2. Кто использует альтернативную коммуникацию?

Люди, имеющие проблемы со здоровьем или особенности развития:

- нарушение слуха

- двигательные нарушения (параличи, парезы)

- рас и алалия

- ментальные нарушения

- при множественном склерозе, а также других прогрессирующих заболеваниях

-2

3. Какие виды бывают?

Видов альтернативной коммуникации достаточно много. Они зачастую подстраиваются под дефициты человека, который будет пользоваться АК. Наиболее популярные:

- жестовая

- Pecs(карточки с картинками и подписями)

- Глобальное чтение

- ай-трекинг - программы с захватом взгляда

4. Как выбрать альтернативную коммуникацию?

Стоит учитывать дефициты и сложности пациента.

· Русский жестовый язык. Обычно используется для людей с нарушением слуха.

Плюсы: Есть говорящая среда, в которой человек сможет общаться, изучив ржя.

Много слов, есть алфавит, язык хорошо проработан.

Минусы:Сложный для людей с проблемами в имитации и мелкой моторики, не понятен тем, кто не владеет ржя.

· Айтрекинг (захват глаз). Обычно используют для людей, с серьезными проблемами в моторике.

Плюсы: помогает перейти на актуальный уровень развития, который недоступен для обычной диагностики у людей с ДЦП и другими серьезными проблемами в двигательной сфере.

· Жесты для людей с ОВЗ (например Макатон). Разработаны для людей с ментальными нарушениями

Плюсы: простые, подходят для людей с ментальными сложностями,

Минусы:относительно мало слов (Макатон на данный момент имеет 500 жестов, которые адаптированы на русский язык), не понятны тем, кто не владеет жестовым языком.

· глобальное чтение

Плюсы: понятно большинству, безграничные возможности в использовании (можно написать любое слово)

Минусы:сложно в освоении, требует дополнительного навыка (писать, печатать, использовать коммуникативную книгу)

· Карточки с картинками, пиктограммами и т.п. на примере Pecs

Плюсы: понятно большинству, доступны в обучении, можно увеличивать словарь до актуального, вероятен переход на глобальное чтение

Минусы:внешняя коммуникация – нужно носить с собой, сложности с поддержкой – делать карточки, заменять когда они портятся или теряются

-3

5. С какого возраста вводить?

Желательно тогда же, когда сверстники активно осваивают речь. До 5 лет идет сенситивный период. Желательно ввести АК в 2-3 года, тогда ребенок привыкнет общаться, его словарный запас и умение коммуницировать будет на хорошем уровне. Но если это не получилось, то вводить ак можно в любом возрасте.

6. Не затормозит ли речь?

· По всем исследованиям АК способствует развитию вербальной речи, создает поддержку для речи (как визуальные подсказки для детей с рас).

· АК сложнее, чем вербальная речь. Если у ребенка есть возможность говорить, то ему будет легче использовать речь, чем вспомогательные материалы

· стоит вводить ак грамотно, в большинстве из них есть методы, как вводя АК, поспособствовать развитию вербальной речи. Поэтому стоит обращаться за помощью к специалистам или же самому подробно изучить ту методику, которую планируете использовать.

Знаете ли вы людей, пользующихся АК? Что думаете об этом?

П.С. Подписывайтесь на мой телеграмм канал с развивающими полезностями для занятий с детьми https://t.me/obuchaikarazvivaika