Вчера Банти прогрызла сетку вольера и бросилась Бургера. Ника успела выбежать и выхватить его из пасти, но петуха знатно потрепало, хотя особых внешних повреждений мы не заметили. Кимчи свалил куда-то в траву и вышел только минут через 20 после того, как все закончилось, а вот Наггетс и Беша не покинули друга даже тогда, когда опасность грозила непосредственно и им самим.
Случилось это в обед, и я ждала, что к вечеру петух определиться со своим положением, а не будет прибывать в состоянии кота Шредингера. Но этого не произошло. Тогда я надеялась, что все решится ночью – жив он или мертв. Но и утром ничего не прояснилось.
Зато я наблюдала, как Наггетс и Беша поддерживали Бургера, как рыженький китайский шелковый подходил и очень аккуратно толкал его боком или дотрагивался клювом до перьев. Да, я много общаюсь с учеными и психологами, поэтому хорошо знаю, как наше личное восприятие влияет на то, как мы видим мир, а также умею отделять факты от интерпретаций. Но я просто не могла не разглядеть в этом поведении поддержку товарищей, не «услышать» приободряющих слов: «Эй, ну ты как, друг? Держись, ты справишься!».
И после этого я убеждена, что и курицы обладают эмпатией, способны на создание крепких межличностных связей и могут сочувствовать своим товарищам, когда тем плохо. Почему об этом так мало известно? Да потому что для подавляющего большинства людей курицы все равно остаются в первую очередь едой и даже в домашних хозяйствах живут не очень долго, а в лабораторных условиях очень трудно поставить естественный эксперимент, где бы эти птицы могли проявить свое видоспецифичное поведение. Про птицефабрики я уж и не говорю.
Бургер уже больше суток борется за свою жизнь. Мы его поддерживаем, как можем. С лечением петухов, как вы понимаете, у нас сложно. Обычно их предлагают нафаршировать чем-то и отправить в духовку. В шутку или не очень. Но мы так делать точно не будем.
Кстати, вчерашний день я и провела с этим мыслями. Многие люди, содержащие куриц, видят в них мясо и яйценесущий механизм, изначально заводя их для того, чтобы впоследствии съесть. И не испытывают из-за этого ни угрызений совести, ни даже грусти. И для большинства это вполне нормально.
А я уже больше суток извожусь из-за петуха, как ненормальная. А может потому, что и впрямь такая… Но я просто не могу не чувствовать связи со всеми обитателями Святополя, независимо от количества ног и покрытости шерстью. Как и не могу не чувствовать ответственность за все здесь происходящее.
Бургер же тем временем продолжает бороться…
Подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать еще больше историй о жизни с животными в лесу! И, конечно, приезжайте в гости!