Найти в Дзене
АРХЕОЛОГИКА

История античного склепа «Героон»: от находки до реставрации

В период с 1894 по 1908 годы знаменитый русский археолог, востоковед, профессор Петербургского университета и член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук Николай Иванович Веселовский исследовал курганы в окрестностях Анапы.

Николай Иванович Веселовский (1848-1918)
Николай Иванович Веселовский (1848-1918)

В 1908 г. Н.И. Веселовским было сделано последнее и самое известное его открытие на Анапской земле – в станице Николаевская (сейчас Анапская) он раскопал расписной склеп, в дальнейшем получивший название «Героон» (с др.-греч. — античное святилище, посвящённое герою).

Вид на свод погребальной камеры и дромоса склепа. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.
Вид на свод погребальной камеры и дромоса склепа. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.

Раскопки большого кургана с западиной посередине начали с южной стороны. В центре кургана было обнаружено «грандиозное каменное сооружение» — склеп, построенный из огромных известняковых блоков. Стенки сооружения уходили в яму глубиной 1,6 метра, выдолбленную в материке, а над поверхностью земли возвышался свод.

Склеп состоял из двух частей: дромоса и погребальной камеры. Впоследствии выяснилось, что склеп был дважды ограблен: первый раз через входную камеру-дромос, второй — через пролом в своде погребальной камеры. Со временем через грабительский лаз склеп заполнился землёй.

Свод погребальной камеры. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.
Свод погребальной камеры. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.

Погребальная камера была оштукатурена и расписана изнутри красками голубого, жёлтого, красного и чёрного цветов. На стенах изображались четырёхугольники, поверх которых шёл меандр, а над ним — сухарики и украшения из хвойных растений. Свод был окрашен в голубой цвет. Штукатурка местами осыпалась.

На земляном полу склепа были обнаружены мелкая голубая стеклянная и небольшая золотая бочкообразная бусины, а также обломок костяного цилиндрического украшения.

Вид на фресковую роспись внутри погребальной камеры. Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1908 г. СПб., 1912.
Вид на фресковую роспись внутри погребальной камеры. Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1908 г. СПб., 1912.
Вид на фресковую роспись внутри погребальной камеры. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.
Вид на фресковую роспись внутри погребальной камеры. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.

После раскопок «склеп, по желанию Анапской городской управы, перевезён в г. Анапу и поставлен в городском саду». Торжественное открытие склепа для всеобщего обозрения состоялось 16 (29) июля 1909 г.

При установке склепа в городском саду были учтены естественные условия, в которых он находился до переноса.

Дромос был обращён на запад в сторону центральной аллеи парка, что позволило сохранить изначальную ориентацию. Склеп, как и в кургане, был впущен в грунт до пят свода. Судя по фотографии, сделанной после переноса, свод погребальной камеры был присыпан землёй, а дромос оставался открытым. Заглянув в него, можно было осмотреть памятник изнутри.

В научном архиве Института истории материальной культуры РАН сохранилась фотография 1915 года, на которой запечатлён Н. И. Веселовский, стоящий в яме у входа в закрытый деревянным щитом дромос склепа «Героон» в городском саду.

Н.И. Веселовский, стоящий в яме у входа в дромос склепа в городском саду, 1915 г. Научный архив ИИМК РАН
Н.И. Веселовский, стоящий в яме у входа в дромос склепа в городском саду, 1915 г. Научный архив ИИМК РАН
Вид на склеп после переноса его в городской сад г. Анапа. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.
Вид на склеп после переноса его в городской сад г. Анапа. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.

Вскоре, в 1909 году, при непосредственном участии Н.И. Веселовского в здании курзала, расположенного рядом, был открыт «кабинет древностей» — первый музей в Анапе.

В период с 1913 по 1914 год в своём труде «Античная декоративная живопись на юге России» выдающийся русский археолог и историк античности М. И. Ростовцев представил более подробные описания склепа, а также чертежи, созданные П. П. Покрышкиным на основе измерений Н. И. Веселовского, и акварельную прорисовку фресок, выполненную М. В. Фармаковским.

Свод дромоса был ниже свода камеры и состоял из девяти камней, а свод камеры — из тринадцати камней разной величины. Стены дромоса не были связаны со стенами камеры и отстояли от них на довольно значительном расстоянии.

М. И. Ростовцев предполагал, что вход в дромос и в погребальную камеру был заложен плитой.

Склеп был ориентирован в направлении с запада на восток. Размеры дромоса: ширина — 2,04 метра, глубина — 1,44–1,45 метра, высота — 2,185 метра. Дромос не оштукатурен.

План и разрезы склепа. П.П. Покрышкин. 1913 г. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.
План и разрезы склепа. П.П. Покрышкин. 1913 г. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.

Погребальная камера склепа значительно превосходит дромос по размеру. Вход в неё перекрыт массивной каменной перемычкой, давление земли на которую облегчено благодаря арке над ней. Арка ниже, чем своды дромоса и погребальной камеры.

Размеры входного проёма: ширина — 1,32 метра, толщина косяков — 0,41–0,43 метра, высота — 1,49 метра. Размеры погребальной камеры: длина — 3,08 метра, ширина — 2,13–2,16 метра, высота — 2,40 метра. Пол земляной и не утрамбован.

Стены и свод погребальной камеры были оштукатурены и украшены фресками. Эти росписи хорошо сохранились только на одной из стен, справа от входа, и в нескольких местах на потолке.

Фресковая роспись боковой стены погребальной камеры (с акварели М.В. Фармаковского). Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.
Фресковая роспись боковой стены погребальной камеры (с акварели М.В. Фармаковского). Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.

По стилю росписи М.И. Ростовцев датировал склеп первой половиной III в. до н.э.

После революции о памятнике забыли, и он пришел в упадок. Во время Великой Отечественной войны склеп использовался как оружейный склад, а все строения на территории парка были разрушены, в результате чего он превратился в пустырь.

В 1947 году археолог Апостолова провела обмер склепа. Она сообщила, что росписи в склепе можно найти на трёх стенах: правой и левой от входа и на торцовой. Благодаря акварели Фармаковского и собственному обмеру, а также калькировке остатков росписи, рисунок росписи можно полностью восстановить по всем трём стенам. По её наблюдениям, фрески на потолке свода к тому времени были полностью утрачены.

30 августа 1960 г. склеп «Героон» поставлен на государственную охрану постановлением Совета министров РСФСР (№ 1327, прил. 1 от 30.08.1960 г.).

Вид на склеп в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Научный архив Анапского археологического музея.
Вид на склеп в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Научный архив Анапского археологического музея.

В августе 1969 года по инициативе директора краеведческого музея А. А. Салашина и научного сотрудника А. И. Салова исполком принял решение о реставрации памятника и его переносе к зданию Анапского краеведческого музея (ул. Протапова, 1). Это было сделано для того, чтобы сохранить склеп от дальнейшего разрушения и включить его в экспозицию музея. Заказ на реставрационные работы был передан Владимирской специальной научно-реставрационной производственной мастерской под руководством А. А. Рощина.

В октябре того же года архитектор реставрационной мастерской Л. С. Филиппова, автор проекта реставрации склепа, осмотрела памятник. Согласно её отчёту, склеп находился в плохом состоянии из-за своей доступности. В относительной близости от него велось строительство ДК «Курортный» и ДЮСШ «Виктория». Стены были покрыты глубокими трещинами и сквозными отверстиями, на них виднелись выдолбленные надписи. Всё было покрыто густым слоем копоти. В кладке стен можно было заметить цементные замазки и новые блоки — следы предыдущих реставраций. Штукатурка на стенах и своде почти полностью отсутствовала.

В мае 1971 года склеп повторно осмотрел старший художник-реставратор Владимирской реставрационной мастерской А. П. Некрасов. В акте осмотра памятника от 6 мая 1971 г. указано, что необходимо срочно принять меры для устранения обнаруженных повреждений и сохранения этого исторического объекта.

Чертеж склепа. Владимирская Специальная научно-реставрационная производственная мастерская, 1972 г. Научный архив Анапского археологического музея.
Чертеж склепа. Владимирская Специальная научно-реставрационная производственная мастерская, 1972 г. Научный архив Анапского археологического музея.

Реставрационные работы прошли с 7 июня по 5 июля 1972 года под руководством главного архитектора Владимирской реставрационной мастерской И. А. Столетова. По заключению комиссии Министерства культуры РСФСР, Краснодарского крайисполкома и местных партийных органов, было решено не переносить памятник к зданию историко-краеведческого музея на улице Протапова, 1. Его отреставрировали на прежнем месте.

Конструкцию склепа перебрали и укрепили, проложили дренажную систему для отвода грунтовых вод, провели гидроизоляцию свода, восстановили внешний и внутренний облик памятника, благоустроили лестничный спуск в дромос. После удаления копоти со стен погребальной камеры открылись небольшие участки сохранившейся фресковой росписи.

В 2007 году специалисты Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурного наследия (ценностей) Краснодарского края демонтировали памятник во время строительных работ.

Затем блоки склепа «Героон» перенесли и небрежно собрали у входа в городской бювет на проспекте Революции, где они находятся до сих пор. Фрески полностью утрачены.

«Склеп Героон» в настоящее время. Фото автора.
«Склеп Героон» в настоящее время. Фото автора.

«Склеп Героон» – единственное монументальное погребальное сооружение, сохранившееся до наших дней, из обнаруженных в окрестностях Анапы в дореволюционное время.

Датировать его можно только по аналогии с фресками склепа 1868-1869 гг. на Васюринской горе – началом III в. до н.э. Российский историк, доктор исторических наук Ю.А. Виноградов относит его к боспорским склепам македонского типа.

Возможно, внутри находился деревянный саркофаг, который до наших дней не сохранился. Существует также версия, что склеп был построен как символическая могила (кенотаф) без реального захоронения. Такие гробницы возводили, например, в память о знатных воинах, погибших вдали от дома. Поэтому этот склеп стали называть «Героон». Это слово происходит от древнегреческого «ἡρῷον» и означает античное святилище, посвящённое герою. Обычно герооны воздвигались на предполагаемом месте захоронения или гибели героя, либо рядом с его символической могилой.

Погребение относится к курганному некрополю Горгиппии.

К сожалению, этот памятник в настоящее время пребывает в неудовлетворительном состоянии.

Задавайте вопросы и делитесь своими впечатлениями об этом удивительном открытии в комментариях!

Источники: Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1908 г. СПб., 1912; Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913; Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Текст. Т. I. СПб., 1914; Владимирская Специальная научно-реставрационная производственная мастерская. Описания процесса консервации Синдского склепа III в. до н.э. 1972 г. ПМ-2/3. ИНВ № 14370 // Архив Анапского археологического музея; Владимирская Специальная научно-реставрационная производственная мастерская. Предварительные исследования по памятнику IV-III вв. до н.э. склепа в городе Анапа. 1969 г. Приложение к тексту // Архив Анапского археологического музея; Новичихин А. М. Н.И. Веселовский – археолог и историк Анапы // Таврические студии. № 22. Материалы международной научно-практической конференции «Археология и история Боспора. К 125-летию открытия склепа Деметры». Симферополь, 2020; Цветаева Г. А. Сокровища причерноморских курганов. М., 1968.