Найти тему

(книга) "Сожалею, что сказал вам Да / Jai le regret de vous dire oui" (2018) - Автобиография Мишеля Леграна

Оглавление

"Сожалею, что сказал вам Да / Jai le regret de vous dire oui" (2018) - Автобиографическая книга знаменитого композитора, кино-композитора, песенника, певца, аранжировщика и даже кинорежиссера Мишеля Леграна (Michel Legrand).

Она была создана на основе серии интервью, записанных и обработанных известным музыкальным журналистом Стефаном Лярушем (Stephane Lerouge). По факту же, это дополненная новым материалом книга "Rien n'est grave dans les aigus / В высоких частотах нет ничего серьезного" (2013). Автобиографии были выпущены по случаю 80 и 85 летия композитора.

-2

https://ru.wikipedia.org/wiki/Легран,_Мишель

https://vk.com/in_memory_of_michel_legrand

https://www.amazon.com/regret-vous-dire-Documents-French-ebook/dp/B07GTCZ8TF

https://books.google.ru/books?id=pEEfnwEACAAJ&dq=Rien+n%27est+grave+dans+les+aigus&hl=ru&newbks=1&newbks_redir=0&sa=X&redir_esc=y

Книга вышла только на французском языке, но даже в авто-переводе от Гугл/Яндекса воспринимается ярко и живо, а некоторые словесные каламбуры только добавляют новое измерение, особенно если учесть любовь самого Леграна к эксперименту и столкновению жанров в музыке.

Фотографии из книги см. в альбоме
https://vk.com/album-191719281_271068855

-3

АННОТАЦИЯ

"Сто пятьдесят художественных фильмов, три «Оскара», лавина сотрудничества с Майлзом Дэвисом, Рэем Чарльзом и Клодом Нугаро: Мишель Легран – один из самых известных французских композиторов в мире.
Впервые он рассказывает свою историю. С юмором, серьезностью и свободой. Переплетая настоящее и прошлое, он пробуждает погребенные воспоминания, интимные образы: детство, война, Консерватория, бибоп-революция, зарождение Philips, Новая волна, Голливуд. На повороте истории появляются гости: Морис Шевалье, Жак Брель, Билл Эванс, Жак Деми, Луи Арагон, Франсуаза Саган, Стив Маккуин, Натали Дессе... Все они принимают участие в судьбе творца, жаждущего музыки в множественное число, самобытность которого во многом обязана Баху, Стравинскому и Диззи Гиллеспи.
Между свингом, лиризмом и музыкальной комедией войдите в мир разрушителя границ, священного монстра, которому удалось, по словам Мальро, «быть несколькими в одном существе»."
-4
-5

Из ПРЕДИСЛОВИЯ Дэмьена Шазелла

https://en.wikipedia.org/wiki/Damien_Chazelle

"Разрушитель границ, причудливый творец вне какой-либо системы, трехкратный обладатель Оскара, Мишель Легран является автором обширной работы, балансирующей между джазом, эстрадой, музыкальной комедией, музыкой из кино, концертом, сценой и балетом. Это уникальное путешествие, в котором Аньес Варда обращается к Стиву МакКуину, Орсону Уэллсу к Ксавье Бовуа. Сегодня Мишель Легран рассказывает свою историю с юмором, серьезностью и свободой, переплетая настоящее и прошлое. Ни одна щекотливая тема не обходит стороной: отказ отца, страстные отношения с Жаком Деми, муки калифорнийской депрессии, отношение к догматизму современной музыки. Будьте осторожны: вы держите в руках первую когда-либо опубликованную книгу, в которой упоминаются Морис Шевалье, Майлз Дэвис, Пьер Булез, Жан-Люк Годар, Сара Вон, Джозеф Лоузи, Дэмиен Шазель, Стэн Гетц, Натали Дессе… и Майкл Джексон.
Эта работа — приглашение путешествовать по множеству жизней. Лучше, судьбы. История, в которой Мишель Легран рисует портрет трех незаменимых женщин: Нади Буланже, его музыкальной матери; Барбра Стрейзанд, выбранная им американская переводчица; Маша Мериль, женщина всей его жизни, познакомилась в 1964 году в Рио и поженилась в 2014 году, спустя полвека после их любви с первого взгляда. Вот о чем я с сожалением говорю вам: вам за восемьдесят, и вам уже больше восьмидесяти."
-6

НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ ИЗ КНИГИ

- воспоминания о WWII, немецкая оккупация и как он стал свидетелем неожиданной смерти американского солдата:

"На вершине холма немцы спрятали пушку. Именно по этой дороге я вижу прибытие первой американской бронетехники. В одном из них мне улыбается солдат-янки. Я кричу ему от радости. Он собирается поговорить со мной, но на мгновение теряет рассудок. Кровь бьет гейзером, обезглавленное тело рушится в тот момент, когда раздается резонанс взрыва немецкой пушки, задержанный на две секунды. Это ужасное видение, которое, как ни странно, я не воспринимаю трагически. Для меня это скорее курьез, своего рода игра жизни и смерти, воспринимаемая как нечто естественное. По правде говоря, война приучила нас к худшему; Я бы даже сказал, упрощенно."

- обучение у Нади Буланже. Здесь интересная аналогия с обучением у нее Филипа Гласса, который тоже, почувствовав, что зашел в тупик риска стать лишь классическим композитором, сделал усилие и разорвал с ней отношения, уйдя в свободное творчество.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Буланже,_Надя

- шок у Леграна, когда Буланже показала ему факсимиле оперы Моцарта "Così fan tutte":

"«Скажите себе, что Моцарту потребовалось семнадцать дней, чтобы написать эту оперу, включая оркестровки! » Чтение вызывает у меня шок: чем дальше мы продвигаемся в работе, тем менее читаемым оно становится. На последних тридцати страницах я действительно удивляюсь, как переписчик смог прочитать записи. "

- Легран рассказывает, как "свалился со стула" когда ему позвонил сам Стивен Спилберг с просьбой использовать его композицию "Di-gue-ding-ding" в трейлере фильма "Поймай Меня Если Сможешь / Catch Me If You Can", так как изначально весь альбом Archi-Cordes (1964) для которого она была сочинена представлял собой чистый фарс, простеб на стиль.

"Di-gue-ding-ding" - https://youtu.be/9t0bVw0dzMk

трейлер https://youtu.be/71rDQ7z4eFg

- необычная сессия сочинения музыки для фильма Криса Маркера - он произносил определенные фразы и описывал образы, чтобы Легран импровизировал на них с нуля:

"В день записи Крис уточнил свое намерение: «Я собираюсь бросить в ваш адрес несколько уникальных, порой эзотерических фраз. Вам решать свободно реагировать, в течение той продолжительности, которая вам подходит, от одной до трех минут. » И вот он: «Мы слышим шаги, приближается тень, хлопает дверь. » По его сигналу я импровизирую, совершенно свободно, пытаясь найти эквивалент духу предложения. Иногда то, что он мне говорит, содержит указания на ритм и темп. Я не так реагирую на: «Она сидела одна, молча, не двигаясь», как на: «Последняя часть ее бега казалась ей бесконечной. » Это форма абсолютно спонтанного, инстинктивного творчества. Передо мной Крис слушает, очень сосредоточенно. Во-вторых, уточняю результат, добавляя при необходимости вторую клавиатуру путем перезаписи.Пятнадцать дней спустя телефонный звонок от Криса: «Сведение закончено. Я разместил вашу музыку там, где я ее себе представлял. Вы можете мне не поверить: продолжительность каждой песни была точно такой же, как и у получателя. Сборку модифицировать не пришлось. Спасибо, Майкл!» "

- дружба и запись музыки с Майлзом Дэвисом. История о том, как однажды Дэвис, увидя Леграна, пришедшего на концерт, махнул ему рукой и увел за кулисы поболтать, оставив группу импровизировать длительное время...

- случайное знакомство с Жаком Деми (Jacques Demy) благодаря тому, что Куинси Джонс, нанятый для написания музыки к фильму "Лола" (1961) был вынужден вернуться в Америку и Деми начал искать замену, выйдя на Леграна;

- забавно-циничная история о звонке от Годара, который попросил записать полную копию струнных квартетов Бетховена и как можно дешево, потому что он использовал в своем фильме одну запись, за которую владелец захотел много денег и чтобы их обмануть, Годар запись оставит, а в случае чего покажет копию Леграна, как будто он ее использовал...

- Куинси Джонс, ставший другом, познакомил его с парой поэтов-песенников Алан и Мэрилин Бергман с которыми он сам плотно работал и настоятельно рекомендовал их для сотрудничества;

- забавная история знакомства с Сарой Вон (Sarah Vaughan). Когда Легран ехал в машине с ней и Куинси Джонсом, Сара свернула "косяк", затянулась и передала Мишелю... Но он был совсем не в курсе "темы" и, так как сидел около окна, простодушно выкинул "косяк" , подумав, что его это и попросили... Сара же в ответ разразилась матерной тирадой. Но это не сказалось на их тесном творческом общении. Историю также пересказывает Куинси Джонс в своей автобиографии "Q":

"Сара была для французов словно из "королевской семьи". Ее более приземленная сторона проявилась несколько лет спустя в Нью-Йорке, когда мы все ехали в машине в студию на запись, которую я организовал для нее с Каунтом Бэйси. Сара и французский композитор Мишель Легран, которого я только что ей представил, были впереди; Я был сзади. Через некоторое время Сасси, которая была очень замкнутой женщиной, зажгла косяк и предложила разделить его с Мишелем — жест высшей чести в мире джаза. Только что приехав, еще не осмотрев улицу, Мишель опустил окно такси и выбросил косяк. Сасси закричал: «Что это с тобой, мазафака? Это же мое!» Все франко-американское чувство родства тут же улетучилось. Чего Мишель не мог знать, так это того, что после всех этих лет гастролей с восемнадцатью мужчинами из группы Eckstine Сасси научилась быть одной из мальчиков: она должна была, как и все певицы на гастролях, или ее задница была бы травой".

- знакомство в Америке с Генри Манчини, который ввел его в круг кино-композиторов и даже дал своего агента. А много лет спустя Манчини признался, что он порекомендовал Леграна вместо себя на фильм "Афера Томаса Крауна";

- подробное описание ужасного творческого "выгорания", случившегося с Леграном в Голливуде после пришедшего успеха в конце 60-х, состояния "сошествия в ад", из которого он чудом выбрался и решил больше никогда не жить в Америке;

- помощь от известного исследователя средневековой музыки Дэвида Манроу при работе над музыкой для "Трех мушкетеров" (1973)

- тайное посещение мюзикла Леграна "Le Passe-muraille" в Париже Майклом Джексоном в 1997 году.

https://en.wikipedia.org/wiki/Amour_(musical)

- встреча с холодным-механистичным Булезом и размышления о столкновении тональной и "экспериментальной" музыки. Также встреча с Кейджем и дирижирование его произведением вместо заболевшего Булеза;

- Глава 27 "Пропущенные встречи" посвящена рассказам Леграна о своих кошмарных проектах, когда возникли неприятные проблемы с режиссерами и его музыку отказались принимать. Там же Легран размышляет о парадоксах сотрудничества Режиссера/Композитора, когда часто режиссер хочет чтобы композитор был лишь его рупором и выражал в музыке его идеи...

* Рассказы о фильмах, на которых у Леграна возникли проблемы с музыкой см. в книге Gergely Hubai - Torn Music.Rejected Film Scores, a Selected History (2012)

Legrand, Michel, 88, 89, 99, 100, 101, 102, 116, 117, 132, 133, 154, 155, 171

= КНИГИ В ПАПКЕ =

MEGA

1) Оригинал книги на французском и авто-переводы на русский + фрагмент на английском

Stephane Lerouge, Michel Legrand – Jai le regret de vous dire oui (2018).epub

(rus yandex) Michel Legrand – Jai le regret de vous dire oui (2018).docx

(rus google) Michel Legrand – Jai le regret de vous dire oui (2018).docx

Stephane Lerouge, Michel Legrand – Jai le regret de vous dire oui (2018) (english fragment).pdf

2) Сборник нот "The Music Of Michel Legrand" (Piano Songbook) (Wise Publications).pdf

-7

3) Единственная книга прозы Леграна - Michel Legrand, George Mendoza - 1978 Michel’s Mixed-up Musical Bird.pdf

-8

"Всемирно известный композитор Мишель Легран и известный поэт и детский писатель Джордж Мендоса совместно создали эту очаровательную историю об одном из самых запоминающихся друзей детства Леграна. Юный Мишель, студент музыкального факультета Парижской консерватории, спасает крошечную птичку из урагана и решает подарить ей дом. Но вскоре мадам Фути, вспыльчивой экономке Мишеля, становится очевидным, что он уделяет больше времени «этому грязному существу», чем сочинениям для консерватории. Действительно, присматривать за озорной птичкой Одноноткой – задача не из легких. Когда Однонотка не провоцирует Робеспьера, их ленивого пса, он дразнит избалованных котов мадам Фути, Жака и Клода. Но Мишель наконец-то вознагражден за свою доброту и заботу: именно необычная стаккато One-Note вдохновила Мишеля на создание композиции — прекрасной Fantasia."

По книге был снят одноименный мультфильм:

Перевод живого анимационного фильма Michel's Mixed-Up Musical Bird (Музыкальная птичка Мишеля) (1978). Режиссеры Бред Кейс, Джерри Чиники и Том Якутис. https://vk.com/wall-191719281_82

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О ЛЕГРАНЕ

https://www.imdb.com/title/tt9527740/

-9

Документальный фильм "Мишель Легран - без полутактов" (Michel Legrand: Sans demi-mesure) с русскими субтитрами.

https://vk.com/wall-23729576_13886

Перевод документального фильма режиссера Грегори Монро Michel Legrand: Sans demi-mesure (Мишель Легран: Без Полумер) (2018)

https://vk.com/wall-191719281_54

ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ТВ

Несколько архивных записей коротких интервью, в одном из них Легран вспоминает, как ему пришла в голову замечательная мелодия, которая оказалась... Гимном России/СССР

https://vk.com/video-191719281_456239020

https://vk.com/video-191719281_456239021

МУЗЫКА ЛЕГРАНА НА РУТРЕКЕРЕ


Michel Legrand - Anthology (15 CD) - 2013, FLAC (tracks+.cue), lossless
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4678188

Полная коллекция Michel Legrand, Jacques Demy / L'Integrale - The Complete Edition (Jacques Demy - Michel Legrand) - 2013 [11 CD Box set] , FLAC (tracks+.cue), lossless
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5586277

Шербургские зонтики / Les Parapluies De Cherbourg (2 CD) (Sony Edition) - Michel Legrand - 1996, FLAC (tracks+.cue), lossless
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2934457

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

1) Создание музыки к фильму 1968 года "Афера Томаса Крауна / The Thomas Crown Affair" режиссера Нормана Джюисона (1926 - 2024)

https://vk.com/wall-28430730_463

2) История Голливудского "Выгорания" и "Сошествия в Ад":

Мишель Легран — "Голливуд это чудовищная машина по превращению композиторов в Shrunken Heads" https://cube-wan.livejournal.com/460246.html

3) Музыка Леграна в изданиях от FSM

https://filmscoremonthly.com/cds/list.cfm?composerID=..