Найти тему
Сегодня в космосе

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Подготовка экипажа корабля «Союз МС-26».

24 июля 2024 года члены основного экипажа 72-й экспедиции на Международную космическую станцию Алексей Овчинин и Иван Вагнер успешно прошли экзаменационную тренировку по ручному управлению транспортным грузовым кораблем «Прогресс. Сдача экзамена проводилась в одном из корпусов тренировочной базы Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в Звездном городке. Их работу оценивала комиссия, состоящая из представителей Центра и РКК «Энергия».

Доклад экипажа о готовности к экзамену. Фото: пресс-служба ЦПК им. Ю.А. Гагарина
Доклад экипажа о готовности к экзамену. Фото: пресс-служба ЦПК им. Ю.А. Гагарина

По устоявшейся традиции космонавты доложили председателю комиссии, в роли которого выступал заместитель начальника ФГБУ НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина, Герой России, летчик-космонавт Валерий Григорьевич Корзун. Затем Алексей Овчинин и Иван Вагнер выбрали экзаменационные билеты и расписались на конвертах с заданиями. Затем экипаж перешел в тренажер, макет Служебного модуля «Звезда», и занял рабочие места на тренажере «Телеоператор». В ходе подготовке к экзамену космонавты открыли бортовую документацию на планшетах и активировали устройство телеоператорного режима ТОРУ, идентичное тому, которое установлено на Российском сегменте Международной космической станции.

Каждый из членов экипажа выполнил по 4 режима стыковки к разным узлам на МКС. Это малые исследовательские модули «Рассвет» и «Поиск», Узловой модуль «Причал» и агрегатный отсек Служебного модуля «Звезда». Две стыковки были проведены при условиях световой части орбиты, а еще две – на теневом участке. Члены экзаменационной комиссии наблюдала за действиями экипажа и отдавала команды на пульте контроля управления тренажером.

Иван Вагнер и Алексей Овчинин во время тренировки. Фото: пресс-служба ЦПК им. Ю.А. Гагарина
Иван Вагнер и Алексей Овчинин во время тренировки. Фото: пресс-служба ЦПК им. Ю.А. Гагарина

Обычно грузовые корабли сближаются и стыкуются с МКС в автоматическом режиме. Но в случае нештатной ситуации экипаж переходит на ручное управление и включает режим ТОРУ. Космонавты, находясь на борту станции, дистанционно управляет кораблем, чтобы выполнить все необходимые маневры – подход, зависание, причаливание и стыковку к заданному узлу. Во время этого процесса могут возникать различные нештатные ситуации, которые необходимо парировать.

Во время выполнения одного из режимов на экзаменационной тренировки у Алексея Овчинина и Ивана Вагнера пропало телевизионное изображение, то есть был потерян визуальный контакт с объектом и возникла сложность с контролем за их сближением. Чтобы обеспечить безопасность, космонавты выполнили отвод грузового корабля от станции на безопасное расстояние, выявили проблему, устранили ее, а затем успешно пристыковали корабль. В другом режиме произошел отказ ручных средств управления и экипаж перешел на резервное питание, восстановил их работоспособность и успешно завершил процесс стыковки.

Режим телеоператорного управления является последним резервным вариантом для выполнения причаливания и стыковки грузового корабля с МКС. Если ручное управление не сработает, то корабль не сможет состыковаться со станцией и будет потерян.

Каждый из космонавтов успешно выполнил всю программу экзаменационной тренировки, ликвидировал нештатные ситуации, указанные в билетах, получил от специалистов и экзаменационной комиссии оценку «отлично».

#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA #Роскосмос #Центр_подготовки_космонавтов #Звездный_городок