Выдающая французская актриса Анни Жирардо имела широчайший актерский диапазон и могла сыграть практически любую роль в фильмах самых разных жанров.
На ее счету немало ролей в известных драматических картинах («Рокко и его братья», «Умереть от любви», «Доктор Франсуаза Гайан»), которые были популярны у зрителей и обласканы критикой.
Но еще больше удачных работ Жирардо связано с комедийным жанром. И это отнюдь не случайно.
Анни начала свою карьеру как комическая актриса в парижском театре «Комеди Франсез», но кинематограф на какое-то время сбил ее с истинного пути.
В этой статье я постараюсь кратко рассказать обо всех удачах комика Анни Жирардо. Именно в этом амплуа я обратил на нее внимание лет тридцать тому назад в смешной комедии «Нежный полицейский». Сегодня, пересмотрев практически все комедии с ее участием, я понял, что ее вполне можно назвать «нежным комиком» - не столько потому, что она снялась в упомянутом фильме, сколько из-за ее основной комедийной маски.
У любого выдающегося комика есть своя маска, с которой он стал популярным. У Бурвиля была маска простака, у Луи де Фюнеса – "маленького начальника", у Пьера Ришара – доброго недотепы.
Анни Жирардо снималась в достаточно разноплановых комедиях, но ее главным комедийным амплуа стали роли в ромкомах - роли обычных француженок, находящихся в поисках любви (даже когда они состоят в браке). Именно поэтому эпитет «нежный» вполне уместен при характеристике ее комического амплуа.
По большому счету романтическая комедия – это вотчина американцев. Именно за океаном этот жанр процветал всегда и окончательно не умер даже в наше время.
В Европе романтика и юмор не очень уживались. О взаимоотношениях полов европейцы предпочитали рассказывать в жанре мелодрамы и драмы. Исключением стало французское кино 70-х, которое исправно поставляло в кинотеатры ромкомы. В те годы во Франции было немало выдающихся актрис, но главной героиней в романтических комедиях режиссеры видели почти исключительно Анни Жирардо.
Это тем более удивительно, что Анни концу 60-х уверенно приближалась к своему сорокалетию (она родилась в 1931 году). В этом возрасте в те времена даже у больших кинозвезд возникали проблемы с ролями (С.Лорен, Д.Лоллобриджида, К.Кардинале), но Жирардо сумела их избежать.
Она не просто легко совершила переход от ролей молодых женщин к ролям зрелых дам, но и сумела стать в 70-е годы самой успешной французской актрисой среди звезд своего поколения – тех, кто родился в 30-е годы и пришел в кино в 50-е (Ж.Моро, Б.Бардо, А.Эме, М.Демонжо, М.Мерсье).
Да и не только среди них. После ухода Брижит Бардо из кино в начале 70-х, именно Анни Жирардо можно назвать главной звездой французского кино.
Перед тем как перейти к комедийным ролям Жирардо, необходимо сказать несколько слов о начале ее романа с кинематографом. Карьера актрисы в кино началась в 1955 году. Несколько лет она совмещала работу в «Комеди Франсез» и съемки фильмов.
В 1957 году она ушла из театра и быстро добилась успеха в кино. Во Франции она стала узнаваемой киноактрисой после фильма «Человек с золотым ключом» (1956), а в европейскую звезду Анни превратилась после роли проститутки в драме Лукино Висконти «Рокко и его братья» (1960).
В Италии «Рокко» стал одним из лидеров проката (10,3 млн зрителей), хорошие сборы у фильма были во Франции и Западной Германии, а сама Жирардо была номинирована на британскую премию BAFTA за роль в этом фильме.
На съемках «Рокко» она познакомилась с будущим мужем - Ренато Сальватори, который сыграл главную роль одного из братьев. В 1962 году Анни родила от него дочку.
После фильма Висконти карьера Жирардо забуксовала. Она много снималась в Италии (где жил ее муж) и на родине, но долго не могла повторить успеха «Рокко».
На ее счету в 60-е годы было немало комедий, но практически во всех ей доставались небольшие роли (обычно ее приглашали в комедийные киноальманахи в какую-нибудь новеллу), да и сами фильмы оставляли желать лучшего.
К счастью, ее позвал в свой новый проект Клод Лелуш, который только что снял сверхуспешный фильм «Мужчина и женщина» (1966). Следующая его картина «Жить, чтобы жить» (1967) с Ивом Монтаном, Анни Жирардо и американской актрисой Кэндис Берген сделана по тому же «лелюшевскому» рецепту.
Как и в предыдущем фильме, в нем тоже не было полноценного сценария, поэтому в картине весьма куцие диалоги, часто заменяемые музыкой.
Зато в этом кино хорошие актеры выразительно смотрели друг на друга, что привлекло в кинотеатры почти 3 млн французов на модного тогда режиссера.
Появление Анни в этом фильме возродило ее карьеру, разнообразило ее личную жизнь новым любовником (Лелушем) и вскоре она стала участвовать в одном популярном проекте за другим.
Здесь следует упомянуть, что Жирардо могла сняться у Лелуша и раньше - в главной роли в «Мужчине и женщине» (эту роль потом сыграла Анук Эме), но ее агент даже не сообщил Анни, что ее хочет пригласить в свой фильм какой-то неизвестный французский режиссер…
Первый большой успех Анни Жирардо в комедийном жанре связан с ее участием в картине «Эротиссимо» (1968) Жерара Пиреса.
Анни в этом забавном фильме играет жену, которая под влиянием рекламы решает стать более привлекательной, чтобы ее муж обратил на нее внимание.
Пока ее героиня пробует разные рецепты повышения сексуальности, ее бедный супруг – бизнесмен (в его роли Жан Янн) так озабочен приходом налогового инспектора, что совершенно не замечает попыток жены стать более эротичной.
Кино было снято в современной для 60-х клиповой стилистике и пользовалось популярностью во Франции (2 млн зрителей посетили кинотеатры).
Понравилась французским зрителям и следующая комедия с Жирардо с сумасшедшим названием - «Она не пьет, не курит, не клеит парней, но она болтает!» (1970) Мишеля Одиара, которая интересна не своим простым сюжетом о шантаже телезвезды (М.Дарк) одним сомнительным типом (Б.Блие), а тем, как разыграли этот водевиль отличные актеры – Бернар Блие, Анни Жирардо и Мирей Дарк.
В том же году Анни на пару с Брижит Бардо отметилась в комедии «Послушницы».
Бардо в нем изобразила монахиню (!), которая бежит из монастыря и знакомится с проституткой (Жирардо), после чего новоиспеченные подруги решают работать вместе. Фильм получился не особенно смешной, но публика клюнула на имена Бардо и Жирардо, которые впервые снимались в одном фильме.
Сделав перерыв на трагедию «Умереть от любви» (1970), поставленную по реальной истории затравленной учительницы (фильм посмотрели почти 6 млн французов, что было рекордом в карьере Жирардо), Анни опять окунулась в комедийную стихию.
В самом начале 1972 года на экраны Франции вышла комедия Жан-Пьера Блана «Старая дева», в которой Анни впервые работала в паре с Филиппом Нуаре.
Два выдающихся актера блестяще изобразили двух прирожденных холостяков, которые на свою беду встретились на отдыхе. Разумеется, что у них ничего не вышло, но наблюдать за скучным курортным романом двух зануд достаточно занимательно.
Интересно то, что юмор в этом фильме заключен не в диалогах и ситуациях, а во взглядах и выражениях лиц главных героев. Этот крайне необычный ромком дал возможность Жирардо сыграть еще одну интересную роль, что оценили как французы (1,8 млн зрителей), так и советские зрители (11,7 млн .проданных билетов).
Через пару месяцев те же Жирардо и Нуаре предстали перед публикой в «Мандарине» Эдуара Молинаро, но это была отнюдь не комедия (как уверяет Кинопоиск). Это кино о странностях любви весьма неопределенного жанра. Сегодня такое кино обычно называют драмеди.
В 1972 году Мишель Одиар снял новую комедию с Жирардо и Бернаром Блие – «Она не только болтает, она всех убивает». Название намекало, что это продолжение популярной комедии «Она не пьет, не курит, не клеит парней, но она болтает!».
В реальности Одиар снял какой-то абсурдистский трэш, не имеющий ничего общего с первой картиной.
Следующие несколько лет Жирардо снималась в фильмах разных жанров, дважды встретилась в «мрачняках» с Аленом Делоном («Лечение шоком» и «Цыган»), отметилась в драме «Доктор Франсуаза Гайан» (1975), но удачных комедийных ролей в этот период у нее не было. В популярной во Франции трагикомедии «Пощечина» с Лино Вентура и молодой Изабель Аджани у Жирардо небольшая роль «бывшей», которую не назовешь комедийной.
В 1976 году Анни впервые сыграла в дуэте с Жан-Пьер Марьелем в комедии «Беги за мной, чтобы я тебя поймала» Робера Пуре. В СССР фильм шел под названием «Знакомство по брачному объявлению».
Этот ромком был очень хорошо принят зрителями во Франции и положил начало целой череде комедий с участием Жирардо на тему неожиданной встречи двух немолодых одиноких людей, между которыми вспыхивает большое чувство.
В «Старой деве» тоже встречаются «старички», но там вспышка любви слишком тусклая. Тот фильм был явно из другой оперы.
В данном случае герои встретились по объявлению в газете (Тиндера тогда не было). Она стрижет собак в салоне, он – налоговый инспектор.
После череды смешных ситуаций, через которые прошли герои во время продолжения знакомства, все у них завершилось хорошо (если надвигающийся брак считать чем-то хорошим).
Следующая комедия с Жирардо - «Нежный полицейский» (1977) Филиппа де Брока – на мой вкус, лучшая из ее комедий, в которой Анни играет комиссара полиции, разрывающегося между важным расследованием и своим романом с профессором Сорбонны (Филипп Нуаре).
Хотя героям, мягко говоря, «далеко за сорок», кино вполне подойдет для молодой аудитории, поскольку режиссеру удалось органично соединить историю любви двух «стариков» с довольно увлекательной детективной линией.
Ведущим комиком Франции с середины 60-х был Луи де Фюнес. Вполне логичным было свести его и ведущую комикессу Анни Жирардо в одном фильме. Этой картиной стала комедия «Склока» (1978) Клода Зиди.
На первый взгляд это совсем не ромком, но если подумать, то почему нет? Весь фильм супруги ссорятся из-за того, что муж - бизнесмен в стремлении любой ценой выполнить большой заказ, буквально выживает жену из дома. В отместку жена решает сместить его с должности мэра, победив на очередных выборах. Но в финале супруги мирятся (почти). Супружеские размолвки, завершающиеся миром – это типичный сюжет романтических комедий.
«Склока» стала третьим по популярности французским фильмом 1978 года, хотя ее посмотрели в кино не так уж много зрителей – 2,8 млн. Дело в том, что к концу 70-х во французском прокате наблюдалось настоящее засилье американского кино. В 1978-м году 5 фильмов в Топ-10 были американскими, а один – британским.
Следующая комедия Жирардо - «Давай, мама» (1978) Николь де Бюрон посвящена супружеским разборкам. Анни играет жену, у которой кризис из-за того, что ее не ценят домашние. – Я стала предметом мебели! – возмущается ее героиня. У ее мужа (Пьер Монди) кризис в жизни из-за проблем на работе и успехов жены на ниве сочинения романов.
Супруги ссорятся, расстаются, но семейные ценности в итоге торжествуют. Фильм получился достаточно забавным, но не был особенно популярным.
В 1979 году на экраны Франции вышел очередной ромком с участием пары Жирардо – Марьель «Говорите, мне интересно». Его поставил хороший режиссер Эдуар Молинаро и сам фильм на мой вкус получился смешным, но использованный в «Знакомстве по брачному объявлению» рецепт второй раз не сработал – зрители на фильм не пошли.
Вполне вероятно, сказалось то, что практически то же самое они видели три года назад: Жирардо и Марьель вновь сыграли одиноких людей, которые случайно сходятся и никак не могут вовремя разойтись, пока их не засосала опасная трясина брака…
Чуть позже зрители увидели продолжение «Нежного полицейского» - «Украли бедро Юпитера» (1980), снятого тем же Филиппом де Брока (на самом деле в фильме украли не бедро, а ягодицы бога Юпитера, но это мелочи…). Герои (А. Жирардо и Ф.Нуаре) поженились, отправились в свадебное путешествие в Грецию, где и произошла кража с убийством…
Продолжение сильно уступало первому фильму и было сделано совсем в иной манере, но публика приняла его с энтузиазмом (1,6 млн зрителей для 1980 года – результат неплохой).
После этого фильма актерская карьера Анни Жирардо пошла на спад, что вполне объяснимо. Она и так продержалась на звездном Олимпе очень долго – почти до 50 лет снимаясь в ромкомах, что удивительно само по себе.
В конце еще раз перечислю лучшие комедии «нежного комика» Анни Жирардо, которые стоит посмотреть:
«Эротиссимо» (1968) Жерара Пиреса
«Она не пьет, не курит, не клеит парней, но она болтает!» (1970) Мишеля Одиара
«Старая дева» (1971) Жан-Пьера Блана
«Беги за мной, чтобы я тебя поймала» (1976) Робера Пуре
«Нежный полицейский» (1977) Филиппа де Брока
«Склока» (1978) Клода Зиди
«Давай, мама» (1978) Николь де Бюрон
«Говорите, мне интересно» (1979) Эдуара Молинаро
ДРУГИЕ МОИ СТАТЬИ О ФРАНЦУЗСКИХ КОМИКАХ: