Найти тему
VK Гид

«Куплю гараж» — оценит не только батя!

Оглавление
© VK / Севкабель порт
© VK / Севкабель порт

В Севкабель Порту Санкт-Петербурга до 28 сентября будет гастролировать выставка Музея Транспорта Москвы «Куплю Гараж». Сколько же интриг было в гаражных кооперативах между пайщиками! В 1979 году в своей трагикомедии «Гараж» это хорошо показал режиссёр Эльдар Рязанов. В экспозиции жители и гости Санкт-Петербурга могут увидеть всю эволюцию гаражной культуры, которая развивалась параллельно с отечественным автопромом, практиками загородного отдыха, уличного искусства и экономическими кризисами в стране.

О чём выставка?

Центральным элементом выставки стал гараж — 18 квадратных метров свободы или «третье место» миллионов людей. Раньше его хозяином мог стать только тот, кто входил в состав  гаражно-строительного кооператива. Спустя несколько десятилетий гаражная культура в России стала феноменом, который начала исследовать команда Музея Транспорта Москвы. Побывав здесь, кто-то вспомнит гараж своего дедушки, папы, первую машину старшего брата и груду инструментов на все случаи жизни.

© VK / Севкабель порт
© VK / Севкабель порт

Это ещё надо заслужить

В первой половине XX века машины были предметом роскоши и исключительной необходимости. Вот несколько интересных фактов:

  • Лиля Брик стала первой советской женщиной, получившей водительские права.
  • Алексею Стаханову Сталин подарил личный автомобиль за добычу 102 тонны угля.
  • Писатель-автолюбитель Михаил Пришвин получил газогенераторный грузовичок, убедив Вячеслава Молотова в необходимости творческих выездов в леса и поля.

Автомобиль был важным маркером социального статуса, по нему можно было легко определить положение её хозяина. Знаменитые актёры, музыканты, спортсмены ездили на редких в СССР иномарках, например, у Юрия Гагарина был спортивный автомобиль Matra-Bonnet Jet VS, а Владимир Высоцкий ездил на BMW-2500.

Не только для машин

Гараж был не только местом, куда приносили на хранение ненужные вещи из дома, но и автосервисом, шиномонтажной, швейной или столярной мастерской, мебельным цехом и точкой для продажи зарубежного трикотажа. Дефицит товаров в 90-е, кризис 1998 года — всё это наложило на людей свой отпечаток, нужно было искать деньги, чтобы поднять семью. Чаще всего это было небезопасно и даже нелегально, но со временем появлялось всё больше предпринимательской свободы.

© VK / Севкабель порт
© VK / Севкабель порт

Чего только не придумают

Гаражи делали из самолётных обрезков, списанных автобусов, а некоторые из них имели два этажа — на первом стоял автомобиль, а на втором жили сами или даже открывали мини-гостиницы. В начале 90-х город заполнили гаражи-ракушки, но на Санкт-Петербург мода не распространилась — городские власти на законодательном уровне пресекли их распространение.

© VK / Севкабель порт
© VK / Севкабель порт

Андеграундная уличная культура

На рубеже 1990-2000-х годов в гаражах нередко начинался творческий путь музыкантов и стрит-арт художников. Это было место для самовыражения подростков и молодежи, которые стали впоследствии представителями андеграундной уличной культуры. Вооружившись аэрозольной краской, они проводили граффити-батлы, где оттачивали свои навыки рисования и соревновались в скорости. Там же проводили музыкальные концерты, самоорганизованные выставки и вечеринки. Команда питерской институции «Стрит-арт хранение» попыталась передать эту атмосферу.

17 августа в рамках параллельной программы к выставке проведут фестивальный день №8 «Потребительские мечты и референсы советского человека». Это событие посвятят материальным ценностям человека в послевоенное время, а также дизайну и визуальной части предметов, окружавших граждан СССР каждый день.

  • 16:30-18:00 — Показ сериала «Советский Дизайн»
  • 18:30-20:00 — Дискуссия  «О чём мечтал советский человек»