Тетралогия Элены Ферранте «Неаполитанский квартет» в первую очередь посвящена взрослению и формированию двух девочек, одна из которых получает возможность учиться и самореализоваться в литературе, вторая всю жизнь не выезжает за пределы Неаполя. Лену и Лила родились в 1944 году, серия книг показывает нам их жизненный путь с начальной школы, то есть история в романе начинается примерно в 1951 году. Более драматичная судьба выпала на долю Лилы, Рафаэллы, но и наиболее яркие эксперименты в творчестве тоже.
Их дружба-соперничество, зарождение которой тоже происходит на наших глазах, начинается с чтения «Маленьких женщин» Луизы Мэй Олкотт. Позже Лила пишет сказку «Голубая фея», которую их учительница Оливьеро, обиженная на девочку, бросившую учёбу, обходит вниманием. Лила продолжает писать заметки о жизни родного Рионе, через 6 лет после своей свадьбы, в 1966 году она передаёт их Элене-Лену на хранение. Подруга же, от лица которой ведётся рассказ, отмечает острую наблюдательность этих тетрадей, но в то же время их злой характер. Уязвлённая или обиженная, но Элена уничтожает работы Лилы. Упоминаний о литературных опытах последней мы больше не встречаем.
Писательницей становится именно Элена, её первый роман был посвящён интимным переживаниям, но был оригинален для начала шестидесятых и поддержан будущей свекровью. В дальнейшем в произведениях Лену проскальзывают образы, навеянные Неаполем, как бы девушка не стремилась из него убежать. Но так или иначе, корни творчества подруг глубоко уходят в выжженную почву родного города и переплелись у обеих.
Элена, как рассказчица, подробно показывает нам свой путь, делится проблемами и компромиссами. Мысли Лилы мы никогда не услышим, многое останется загадкой, её творческие поиски Лену отмечает только по результатам, это и естественно, когда сам художник молчит. А Лила- художник здесь, в конце пятидесятых – начале шестидесятых, проявляется для консервативного квартала неожиданно ярко.
Вместе с братом Рино она разрабатывает дизайн обуви, надеясь создать фабрику. Фильм «Моя гениальная подруга» отлично представляет этот момент. Не забываем, что послевоенный период – время формирования элегантного, но и экстравагантного итальянского дизайна. Символами итальянского дизайна стали мотороллер Веспа и автомобиль Фиат, доступность сочеталась с импровизацией на базе богатой художественной традиции.
Туфли мастерской Черулло, видимо, следовали этой тенденции, в фильме мы видим очаровательные лодочки 50-х – 60-х. Но самый увлекательный художественный эксперимент – не туфли и, на мой взгляд, не книги, которые напишет Лену, а коллаж, в котором Лила выплеснет своё представление о себе.
«Фигура Лилы в подвенечном платье исчезла – из-под черных полос проступали часть головы с одним глазом, рука, на которую опирался подбородок, яркое пятно рта и кусок груди, четко прорисованная линия скрещенных ног и полностью открытые взорам туфли».
Фотопортрет, на основе которого девушки создают коллаж, возмутивший и восхитивший посетителей магазина обуви, был свадебной фотографией Лилы. Владельцы магазина, братья Солара, решили повесить его как рекламу.
Лила отказывается ограничиться этим портретом и вместе с подругой полностью переделывает его.
Результат потрясает. Лила показывает новый образ себя, разбитой браком, но и попадает в современные тенденции. Лену вспоминает, что в журнале видела картину в аналогичной манере. А посетителей привлекает новый образ. Честно говоря, при чтении я представляла что-то более лаконичное, но художники сериала увидели иначе.
В любом случае мы видим, что авторы трансформированного портрета стремились уйти от ясной фигуративности и использовать элементы портретов как цветовые пятна. Но многократно повторяющиеся глаза, подчёркнуто-острые линии колена усиливают ощущение тревоги и скрытой агрессии.
В стремление к авангардным формам Лила была, конечно, не одинока. Абстракция проявляется в европейском искусстве 1950-х годов в произведениях с "агрессивно нарушенной поверхностью". Разрезанные холсты Лучо Фонтана, картины Миммо Ротелла, использовавшего сорванные плакаты, применявших огонь Альберто Бурри и дым Отто Пиене кричали о разрушении и саморазрушении, художники пытались вновь собрать цельный образ, как Лила пыталась собрать себя.
Цит. по: Ферранте Э. История нового имени. М.: Издательство «Синдбад», 2017
Литература
Михайлов С. М. История дизайна. М.: Союз Дизайнеров россии, 2004. Т. 2
Андреева Е. Ю. Постмодернизм. искусство второй половины XX - начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007