Реформационное движение как общественно-духовный и культурно-исторический феномен, который поколебал Европу XVI века, прямым образом никак не повлиял на Россию, однако впоследствии приобрел постепенно-точечный характер, который изменил конфессиональное пространство Российской империи. Однако, это не исключает того факта, что в России была своя Реформация и свои общественно-религиозные движения, которые шли вразрез с господствовавшим православием. Эти религиозные течения (с точки зрения Православия – ереси) как минимум, подготовили почву для будущего принятия протестантских идей и создало некую основу для утверждения протестантизма в Восточной Европе и в России, в частности. А. И. Клибанов, философ и историк, так описывает этот феномен, цитирую: «История России не знала Реформации, но из этого не следует, что общественное развитие России не порождало на тех или иных этапах религиозно-общественных движений реформационного типа». По сути, все эти деструктивные, с точки зрения православ