Чтобы понять, присутствует ли стремление к профессиональному развитию у кандидата, нужно не только посмотреть резюме и выявить в нем противоречия или, наоборот, отсутствие последних, как я уже заметила ранее.
* Задайте открытый вопрос: «Как повышаете свой профессиональный уровень?»
* Уточните, когда соискатель был в последний раз на тренингах, семинарах.
* Внимание! Важный вопрос! За чей счет учился? За свой или своих работодателей!
История
Провожу собеседование. Лилия имеет 5-летний опыт работы торговым представителем. Традиционно задаю вопрос об обучении. Лилия сокрушается: «Ни та, ни другая компания не обучала своих сотрудников. Я подходила к руководству в обеих компаниях, просила отправить на обучение. Но мне сказали, что если только за свой счет». Ни книг, ни видеокурсов, которых полно в Интернете и бесплатно, Лилия не читала и не смотрела! На вопрос о причинах этого, ответила: «Некогда! Да и работодатель, вообще-то, должен обучать сотрудников!»
Если работодатель хочет результата? А сотрудник не хочет?
Работодатель отказал, а сами ничего не стали делать! Стоит ли вкладывать в сотрудника, который сам не готов вкладывать в себя? Вряд ли! Это деньги на ветер! Спрашивайте у сотрудника, посещает ли он за свой счет какие-то другие тренинги, пусть даже по теме бизнеса, а, например, кройки и шитья, личностного роста, массажные и т. п. Неважно, какие тренинги он посещает (да хоть тантрические!), важно, что он вкладывается в свое развитие! Да, может быть, он свое личное развитие видит по-другому, не так, как понимаете его вы! Но ВИДИТ и что-то для этого делает!
Я не сторонница подхода, когда работодатель совсем никак не участвует в повышении профессионального уровня своих сотрудников, особенно отдела, который отвечает за поступление денег. Но я и не сторонница пассивных в данном вопросе сотрудников!
Очень часто обучение сотрудников оплачивает компания. Да еще и время выбирает такое, чтобы учился коллектив в рабочее, а не в свое личное время. Что получается? Нарушение баланса «брать – давать», «цена – ценность». Если вы или ваши сотрудники не заплатили... временем, деньгами, чем-то еще (дополнительная работой и т. д.), то нет ощущения ценности такого образования в полной мере, нет желания вернуть вложенное (так как ничего не вложили).
Я знаю компании, в которых сотрудники изначально бойкотируют любое обучение, так как понимают, что работать по-старому после этого будет весьма сложно.
Я знаю сотрудников, которые приходят на тренинг, послушно кивают и даже активно говорят социально желаемое, но после тренинга или в кулуарных беседах это всё… обесценивают, ведь иначе придется что-то все же внедрять (а ой как не хочется показывать свою предыдущую неэффективность).
Я знаю людей, которые проходят тренинг, а потом заявляют: «Ну… это нереально! У меня не получится! Вот если бы у нас был другой товар (шеф, цена, офис, фэншуй…)!», тем самым оправдывая свое бездействие.
Но причина всего этого, повторюсь, одна: ОНИ НИЧЕГО НЕ ВЛОЖИЛИ! И самое печальное… НЕ ХОТЯТ! Что же делать?
* Разносторонний подход. Предложите сотрудникам затраты на тренинг поделить – 50 на 50 (первый день – рабочий, второй – их выходной; договор с обязательной отработкой в течение некоторого периода или полной оплатой тренинга при более раннем увольнении).
* «Делательный» подход. Предложите принять участие в сборе группы, подготовке материалов, закупке необходимого оборудования, расстановке оборудования в тренинговом зале, в конце концов – можно полы помыть до и после тренинга. То есть предложите вложиться действиями!
* Финансовый подход. Предложите заплатить за тренинг не столько, сколько в прайс-листе или программе тренинга указано, а столько, сколько вам за этот тренинг будет жалко отдать (в общем, жаба будет душить). Вспомните: к дорогим вещам в вашей квартире вы гораздо бережнее относитесь, нежели к доставшимся «на халяву» или купленным за три копейки. То же самое и со знаниями, навыками.
* Инвестиционный подход. Обучайте тех, кто готов, хочет, желает что-либо вкладывать в свое обучение, развитие, быть активным участников тренингового процесса! Мой опыт показывает, именно такие быстро двигают компанию вперед!
Тогда при любых других причинах вы или ваш сотрудник выжмете из тренинга всё. «Вгрызетесь» в тренера, раздаточный материал, упражнения, будете ловить и записывать слова, потому что очень хочется вернуть свое да еще и сторицей!
И ведь получится! Получится вернуть сторицей!
Помните, знания и опыт сотрудники унесут с собой, и не стесняйтесь им говорить об этом! Некоторые из них ведь не стесняются требовать от вас вложений в них, ничего не делая при этом сами!
Часть 2. Стремление к профессиональному развитию
26 июля 202426 июл 2024
3 мин