Недавно, 13 июля, произошло покушение на экс-президента США Дональда Трампа. К счастью, блондин остался жив, а вот для горе-стрелка все закончилось не так благополучно. Однако история знает немало случаев, когда подобные акции заканчивались трагически.
Сколько же американских президентов стали жертвами покушений? Давайте разбираться. Точное число покушений рассчитать сложно — вернее практически невозможно, потому что информация эта обычно не разглашается. Поэтому мы приведем примерную статистику по известным случаям умышленных попыток физического устранения глав американского государства.
Считается, что было не менее 15 случаев, когда президенты США стали жертвами прямых покушений, которые могли бы привести к смертельному исходу. Успешно для нападавших закончились четыре.
Первый президент, павший от рук убийцы, был Авраам Линкольн. В апреле 1865 года, всего через несколько дней после окончания Гражданской войны, Честный Эйб был смертельно ранен Джоном Уилксом Бутом — актером, которому пришлись не по нраву идеи о равенстве с чернокожими. Убийство произошло в театре, куда Линкольн пришел на спектакль.
Это событие потрясло Америку, став символом трагического конца войны и утраты национального героя. Сам Линкольн говорил: «Я побеждаю своих врагов тем, что превращаю их в друзей». Как показывает практика, не всех врагов можно победить подобными методами.
Следующим президентом, павшим от пули, стал Джеймс Гарфилд. Как же погиб единственный избранный из членов Палаты представителей глава американского государства? В июле 1881 года, менее чем через шесть месяцев после вступления в должность (нет, это не самый короткий президентский срок в истории США), Гарфилд был ранен Чарльзом Гитом, бывшим военным, которого Гарфилд отказался назначить на должность.
Ранение было не особо серьезным, однако из-за врачебной ошибки — намеренной или нет — в кровь была занесена инфекция, а пуля так и не была извлечена. Гарфилд скончался от заражения крови. Отдаем ему должное, боролся за свою жизнь он довольно долго — только спустя два с половиной месяца мучений он ушел в мир иной.
И да, несмотря на то, что Линкольна убили буквально 16 лет назад — а его гибель оплакивала вся страна, именно убийство Гарфилда послужило катализатором для внедрения более строгих мер безопасности в Белом доме.
Третьим президентом, убитым во время службы, был Уильям Мак-Кинли. В сентябре 1901 года, всего на несколько месяцев до окончания второго президентского срока, Мак-Кинли был ранен Леопольдом Шозом, анархистом, который был недоволен политикой президента. Мак-Кинли умер от заражения крови после восьми дней борьбы за жизнь. Убийство вызвало широкое общественное возмущение и заставило власти вновь пересмотреть политику безопасности.
Последним американским президентом, ставшим жертвой убийства, как вы уже, конечно, догадались, стал печально известный Джон Ф. Кеннеди. Предупреждаем, мы намеренно оставили в отдельном подполе нашего салуна за скобками все теории заговоров.
В пятницу, 22 ноября 1963 года, во время визита в техасский Даллас, Кеннеди был смертельно ранен Ли Харви Освальдом, бывшим морским пехотинцем, который стрелял из винтовки с высокой точки. Кортеж успел доехать до Парклендского госпиталя — на момент осмотра врачом ДжейЭфКей был еще жив, однако вскоре медики были вынуждены констатировать смерть президента. Убийство Кеннеди потрясла мир и стала одним из самых знаковых событий XX века, породив множество слухов и теорий.
Из-за всех вышеперечисленных событий в США даже появилась легенда о так называемом проклятии Текумсе. Мол, был такой вождь индейцев племени шауни, которого обманули неверные белолицые. И он перед смертью решил отомстить — наслал проклятие, которое гласило, что каждый президент США, который вступит в должность или переизберется в год, без остатка делящийся на 20, не доживет до конца срока. Первым нарушившим правило, кстати, стал Рональд Рейган. Видимо иллюминаты оказались посильнее индейских шаманов.
В любом случае, все эти трагедии оставили глубокий след в американской истории. Каждая из них является напоминанием о том, что даже на вершине власти, в одной из самых могущественных стран мира, безопасность — понятие слишком относительное. А «налог» на известность иногда оказывается непомерно высоким.
P.S. Ну, а если вы все-таки решитесь (убедитесь, что вас зовут не Джон), можно стать демократом — они, говорят, умеют отбрасывать хвост и вообще, более живучие. Но это не точно.
Текст эксклюзивно для «МИ» написал Юрий Макаров.