Найти в Дзене
Истории прошлого

“Русские Гавайи”. Как груз с затонувшего корабля положил начало колонии на Гавайях и что из этого вышло?

Многие знают про “Русскую Америку” - Аляску и Форт “Росс” в Калифорнии, но мало кто знает, что Гавайские острова также какое-то время были русской колонией. Все началось в конце 18 века, когда Кук открыл Гавайи. Долгое время эта земля не принадлежала никому, кроме аборигенов. В то время взоры Российской империи были обращены на свои американские колонии и ни о каких других землях не думали. Однако, острова не пустовали и туда часто заходили как русские, так и американские, португальские, испанские, французские и другие корабли для пополнения запасов. Гавайи использовались как перевалочный пункт между Европой и Америкой. В начале 19 века русский мореплаватель Крузенштерн также заглянул на Гавайи и был приятно удивлен обилием свежих фруктов и другого продовольствия, которое бы очень пригодилось на Аляске. К тому же, это был удобный перевалочный пункт на пути к американским колониям России. Проведя переговоры с местным вождем, они поняли, что аборигены готовы торговать и сотрудничать. Тут

Многие знают про “Русскую Америку” - Аляску и Форт “Росс” в Калифорнии, но мало кто знает, что Гавайские острова также какое-то время были русской колонией.

Все началось в конце 18 века, когда Кук открыл Гавайи. Долгое время эта земля не принадлежала никому, кроме аборигенов. В то время взоры Российской империи были обращены на свои американские колонии и ни о каких других землях не думали.

Однако, острова не пустовали и туда часто заходили как русские, так и американские, португальские, испанские, французские и другие корабли для пополнения запасов. Гавайи использовались как перевалочный пункт между Европой и Америкой.

В начале 19 века русский мореплаватель Крузенштерн также заглянул на Гавайи и был приятно удивлен обилием свежих фруктов и другого продовольствия, которое бы очень пригодилось на Аляске. К тому же, это был удобный перевалочный пункт на пути к американским колониям России.

Проведя переговоры с местным вождем, они поняли, что аборигены готовы торговать и сотрудничать. Тут в игру вступила Русско-Американская компания во главе с Барановым, которая начала торговлю с местными жителями.

Так бы и остались Гавайи просто торговым партнером, если бы не один случай. В 1815-м году, одно из российских судов потерпело крушение у Гавайских островов. А именно у острова Кауаи, которым правил “король-сепаратист” Каумуалии, не подчинявшийся основному правителю Гавайев.

Он забрал себе весь уцелевший груз с русского корабля на круглую сумму. Баранов не мог стерпеть потерю своих активов и решил забрать груз.

Для этого на остров был отправлен Георг Шеффер, обычный врач и путешественник. Он решил действовать через короля Гавайев, но поссорился с ним по неизвестной причине и решил напрямую обратиться к похитителю груза “королю-сепаратисту” Каумуалии.

Шеффер сразу пошел с козырей и прихватил с собой два боевых корабля с экипажем. На удивление, переговоры прошли удачно. Он не только добился возвращения груза, но и смог договориться о монопольной торговле и строительстве русских фортов на двух островах, которыми управлял Каумуалии. “Королю” же он пообещал покровительство русского царя.

Так началось строительство на Гавайях. Чуть больше, чем за год было возведено 3 форта, фактории, сады и другие постройки. Перед этим, Шеффер отправил корабль в Петербург, чтобы сообщить об основании новой колонии и попросил прислать новых людей и корабль для новой колонии.

Пока велось строительство, американцы, у которых до этого была налажена торговля в этих землях и добыча ценных ресурсов, решили избавиться от конкурентов и пришли пугать Каумуалии. Был выставлен ультиматум, по которому Каумуалии должен был прогнать русских с островов. Иначе американцы грозились сами захватить его владения. Каумуалии не долго думая, согласился.

К русским фортам стали стягиваться силы гавайцев, их были сотни. Русских было в разы меньше, подкрепления ждать было не откуда. У форта “Елизаветы” завязалась стрельба, в ходе которой погибло несколько аборигенов, но Шиффер понимал, что форты ему не сдержать.

Он решил сдаться. Жители фортов стали группами выходить за ворота, после чего их проводили на корабли. Шиффер вскоре отправился в Россию, но весть о событиях на островах достигла царя только в 1817-м году.

Все в Петербурге единодушно твердили, что острова это бремя, они нам не нужны. Нужно сосредоточиться на Америке и землях за Уралом. Шиффер просил выделить финансирование для новой экспедиции по возвращению островов, царь отказался.

Так, русские Гавайи перешли под протекторат Америки и в настоящий момент являются одними из ее штатов.