Найти тему
Godlike_Goblin

Nostalgility. Ты помнишь, как всё начиналось? Часть 1. Игровые автоматы СССР.

Оглавление

Дароу!

Сегодня я представляю тебе пилотный выпуск Nostalgility – новой рубрики, посвященной видеоиграм, журналам о них и ностальгии по временам, когда всё это, ещё было великим. «Пилот», для удобства, поделен на несколько частей, и будет немножечко более серьезным, чем формат планируется в целом, в первую очередь из-за большего упора на историчность.

И начать новую рубрику хотелось бы с небольшого экскурса в историю. Историю того, как видеоигры постепенно вошли в нашу жизнь. Вот только масштаб слегка уменьшим и возьмем не весь мир, а отдельно взятую страну. Конечно же, нашу, тогда еще бывшую Союзом Советских Социалистических Республик. Вообще тема эта, очень интересная и обширная, но пройдемся по ней кратко, акцентируясь только на самых важных этапах и событиях. Иначе материал грозит затянуться, едва-ли не до бесконечности.

Первые компьютерные игры, в СССР, начали появляться еще в 60-е. Но, понятное дело, это были единичные случаи, связанные с определенными профессиями, дававшими доступ к ЭВМ. Впрочем, как и на западе. Игры были не сложные, шахматы, шашки, карточные игры, крестики-нолики и всякое подобное.

Игровые Автоматы.

Как массовое явление, в СССР, видеоигры пожаловали в 70-е годы XX века. Не так давно закончилась «Хрущевская оттепель», отношения с западом немного потеплели, ослабла цензура, появилась некоторая свобода слова и творчества. Советские делегации в поездках по Европе, Америке и Японии, под конец 60-х, обратили внимание на относительно новые и крайне популярные игровые автоматы.

Мужчина играет в пинбол в одном из залов игровых автоматов Лондона. 1960-й год.
Мужчина играет в пинбол в одном из залов игровых автоматов Лондона. 1960-й год.

Министерство культуры СССР заинтересовалось новым видом развлечений и выразило желание разнообразить досуг советских граждан еще и играми. Для этого, при министерстве, было создано всесоюзное объединение аттракционов «Союзаттракцион». Впоследствии на его базе сформировалась Центральная Научно-Исследовательская Лаборатория по разработке и внедрению новой аттракционной техники (ЦНИЛАТ). Но вот с датой основания тут есть некоторые непонятки. Кто-то утверждает, что объединение учредили еще во время поездок по зарубежью, то есть, в конце 60-х. Другие придерживаются версии, что в 71-м году. Третьи указывают на 1978-й год, но это, пожалуй, самая неправдоподобная цифра.

В пользу периода с 69-го по 71-й говорит и еще одно событие. Летом 1971-го, в парке Горького и Измайловском парке, открылась выставка «Аттракцион-71». Для отечественной гейм-культуры, оно было примечательно тем, что вместе с американскими горками, зарубежными каруселями и прочими аттракционами, в Москву попали электромеханические игровые автоматы из Америки, Европы и Японии. Среди них были: пинбольные автоматы, различные электронные тиры, гонки и прочие игровые кабинеты. Полноценных электронных аркад, понятное дело, не было. Так как первая подобная игра – Computer Space, была выпущена только в ноябре 71-го.

Главный вход в центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького. 1971-й год
Главный вход в центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького. 1971-й год

Стоит ли говорить, что ажиотаж вокруг игровых кабинетов был огромный? Думаю, что нет. Дальнейшие события развивались весьма забавно. Вместо того, чтобы заключить какие-нибудь договоренности с зарубежными компаниями на поставку подобных автоматов, самые популярные игровые кабинеты были выкуплены и отданы на растерзание советским инженерам. Цель была простая: разобрать, изучить и повторить. И стоит сразу отметить, что для игровой индустрии того времени – это была норма. Сами игровые автоматы распределили между предприятиями, зачастую оборонного назначения. Задействовали радиоэлектронную промышленность; приборостроение и автоматизацию; судостроительную и авиационную промышленности; а также некоторые другие отрасли.

Сборочные цеха Северодонецкого Приборостроительного Завода
Сборочные цеха Северодонецкого Приборостроительного Завода

Производственная база в СССР была достаточно мощной, так что особых проблем не возникло. Смогли преодолеть даже недостачу необходимых деталей для воспроизведения тех, или иных узлов игровых автоматов. Обходились тем, что было доступно. И такое, 󠆑 ████, реально достойно уважения. Это, в свою очередь, вылилось в баснословно дорогие, по себестоимости, автоматы. Но так как всё производство было развернуто на государственных мощностях, об этом можно было вообще не беспокоится.

Первые, уже отечественные автоматы, а это был «Морской Бой», собрали к 1973-му. Сам автомат копировал сразу два автомата американской компании Midway: Sea Raider и его более поздней и совершенной версии Sea Devil. Оба автомата тоже не были оригинальными, а повторяли игровой процесс автомата Periscope от Sega, который, уже в свою очередь, копировал автомат Periscope от Namco. Так что, как видишь, практика заимствований была весьма распространенной. С другими играми история была примерно похожа.

В 1974-м автоматы «Морского Боя» начинают появляться в людных местах, всех крупных советских городов. Игры становятся чрезвычайно популярными. К концу 70-х, в СССР, был налажен выпуск примерно десятки электромеханических автоматов. К середине 85-х количество доступных советским гражданам игр выросло до полусотни. А к моменту распада СССР уже более ста. «Снайпер», «Магистраль», «Зимняя Охота», «Воздушный Бой», «Скачки» и другие.

Во второй половине 80-х, набив руку на копировании западных аналогов, советский игропром перешел к созданию собственных уникальных автоматов. Появился силомер «Репка», автомат «Городки», образовательный автомат «Викторина».

Вместе с этим, начали освоение новых игровых технологий. Место электромеханических кабинетов, заняли уже электронные, снабженные ТВ-экранами, сделанные на базе дискретной логики и с использованием микропроцессоров, а также с возможностью менять программное обеспечение. Начиная с 1986-го года была выпущена целая серия автоматов ТИА-МЦ (Телевизионный Игровой Автомат Многокадровый Цветной). На основе данной платформы сделали 12 игр. Первой стала «Конёк-Горбунок», чуть позже вышли «Снежная Королева», «Кот-Рыболов», «Остров Сокровищ» и другие. На видео ниже, можно увидеть игровой процесс некоторых игр.

Практически все игровые автоматы, производившиеся в Советском Союзе, выпускались до самого его развала и продолжали быть достаточно популярными, даже после него. Но они, были отнюдь не единственным доступным развлечением советских граждан в сегменте видеоигр. Под конец 70-х в СССР появились и собственные игровые приставки. Но вот о них, я расскажу тебе в другой раз.

И под конец, позволь отнять еще 10 секунд твоего внимания и ненавязчиво напомнить:

Если ты попал сюда и тебе нравиться то, что ты увидел. Подпишись и поставь лайк, или даже комментарий напиши. И мне будет приятно, и развитию канала поможет! Особенно с учетом того, что дзен, в последнее время, очень сильно режет показы.