В соседнем "небратском" государстве давно уже звучат обвинения в адрес России в "краже" многих деятелей культуры, которые на самом деле якобы принадлежат Украине. Разберемся, справедливы ли такие обвинения. Кто из русских писателей, художников и писателей действительно связан с Украиной, и кого можно отнести к украинцам лишь "натягивая сову на глобус".
Что касается Гоголя, то здесь и отрицать нечего. Автор "Вечеров на хуторе" и "Тараса Бульбы"описал Малороссию настолько ярко, как не удавалось и классикам собственно украинской литературы. Но, заметьте, переход от украинского к российскому периода творчества произошел у Гоголя совершенно естественно. Никто не запрещал ему дальше описывать запорожских казаков и панночек, никто не вынуждал отказаться от украинской тематики. Но Гоголь совершенно сознательно предпочел свою большую родину малой. Тем более, никакого противоречия для него в этом не было - для него украинские казаки были русскими людьми. Так что гениальный автор "Ревизора" сам подарил свое творчество России.
В украинский список претендентов на звание "украденного" деятеля культуры входит также великий Репин. Действительно, художник родился в городе Чугуеве Харьковской губернии. Репин часто слышал в детстве украинскую речь и называл свой родной край Слободской Украиной. Всем известна его знаменитая картина из жизни украинских казаков.
С Украиной связано и творчество другого нашего знаменитого художника - Дмитрия Левицкого. Его отец, Григорий Левицкий, происходил из рода запорожских казаков. Был художником и гравером, работал в Киево-Печерской типографии, а потом стал священником. Будущий художник родился в Киеве. Но, когда у него проявились признаки художественного дарования, решил учиться живописи в Петербурге, в Академии художеств. Левицкий, видимо, не особенно печалился о расставании с родными краями. В "Московщине" у него была интересная жизнь - успех популярного портретиста, получавшего заказы от знатных дворян и от правительства. Художнику заказал портрет даже знаменитый французский просветитель Дени Дидро. Но особенно удались Левицкому портреты очаровательных девушек-"смолянок" - воспитанниц Смольного института.
Безусловно, украинцы могут гордится именами своих земляков - Гоголя, Репина, Левицкого. Но вычеркивать эти имена из истории русской культуры тоже смысла нет, если все они любили Россию, учились у русских мастеров слова или кисти, вполне комфортно чувствовали себя в русском окружении и творили для русской (великорусской) аудитории. Никто им при этом ничего не навязывал, надо уважать их свободный выбор.
А вот с Чеховым гораздо сложнее. До недавних пор в литературоведении было принято рассматривать его как исключительно русского человека и писателя. В самом деле, Антон Павлович родился в Таганроге (нынешняя территория Ростовской области). Отец Чехова был родом из Воронежской губернии, мать - из Владимирской. Казалось бы, где связь с Украиной? Но, оказывается, не все так просто. Великий писатель писал о месте своего рождения: "Я родился в украинском городе Таганроге". В самом деле, по тогдашнему административному делению Таганрог относился к Екатеринославской губернии с центром в нынешнем Днепре. Это, разумеется, не значит, что население города составляли одни лишь этнические малороссы. Но Чехов писал, что с раннего детства он говорил по-украински, и в его жилах течет украинская кровь - видимо, его отец был из тех украинцев, которых тогда было немало в Курской, Воронежской и Белгородской губерниях. В шутку писатель не раз называл себя "хохлом", а во время переписи даже обозначил свою национальность как "малороссиянин". Семья Чеховых приобрела имение в Полтавской губернии, и Антон Павлович не раз с удовольствием проводил время в украинском селе, записывал свои наблюдения о "хохлах", в основном одобрительные. Так что действительно Украину можно считать второй родиной Чехова. Однако свою привязанность к первой родине - России - Чехов доказал вполне, полностью посвятив ей свое дарование.
В современном литературоведении господствует принцип - текст важнее, чем автор, существует даже концепция "смерти автора". По происхождению Чехов мог быть кем угодно, но все его произведения написаны на русском языке, а украинская тематика в них практически отсутствует. Причем это было сознательным выбором - некоторые из украинских знакомых уговаривали его предпочесть "мову", но он отказывался, понимая, что его русские произведения приобретут куда более широкую известность и читательскую аудиторию. Так что, несмотря на происхождение и симпатии к Украине, Чехова к украинской литературе никак не притянешь.
Нельзя не вспомнить и о знаменитом киевлянине - Михаиле Булгакове. Одно время, на Украине было модно гордиться своим земляком. Теперь же писателя часто обвиняют в "имперстве". Как он смел насмехаться над украинским языком? Помните, из "Белой гвардии":
"Сволочь он, - с ненавистью продолжал Турбин, - ведь он же сам не говорит на этом языке! А? Я позавчера спрашиваю этого каналью, доктора Курицького, он, изволите ли видеть, разучился говорить по-русски с ноября прошлого года. Был Курицкий, а стал Курицький... Так вот спрашиваю: как по-украински "кот"? Он отвечает "кит". Спрашиваю: "А как кит?" А он остановился. вытаращил глаза и молчит. И теперь не кланяется." Более того, Турбин разошелся до того, что говорит о Петлюре, что он "терроризировал русское население этим языком, которого и на свете-то не существует".
Ну и какой после этого из Булгакова "деятель украинской культуры"? Обидчивые жители Незалежной уже отказались считать его за своего. Что ж, пусть отдают нам Булгакова полностью, нам он нужнее.
Теперь перейдем к нескольким великим людям, принадлежность которых к украинской культуре - явно фейковая.
Начнем с нашего гениального Петра Ильича Чайковского. Его неоднократно вносили в списки деятелей культуры, которых необходимо вернуть Украине. Подчеркивались его малороссийские корни; действительно, одним из предков автора "Лебединого озера" был Федор Афанасьевич Чайка, потомок известного в Малороссии казачьего рода. Но среди предков композитора были люди разных национальностей. Например, подпоручик Степан Посохов, который оборонял в город Кунгур Пермской губернии город во время Пугачевского бунта. Или Мишель-Виктор Асье, французский скульптор, который был женат на Марии Кристине Элеоноре Виттиг, дочери австрийского офицера. Что ж, будем считать Чайковского украинским, французским, русским и австрийским композитором одновременно? Чтобы никому, так сказать, не было обидно?
Намного важнее то, что Чайковский родился и прожил свою жизнь в Великороссии и был одним из самых патриотичных из знаменитых русских людей. Вот слова, до глубины раскрывающие его русскую душу: "Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи, русскую старину и историю. Напрасно я пытался бы объяснить эту влюбленность теми или другими качествами русского народа или русской природы. Качества эти, конечно, есть, но влюбленный человек любит не за них, а потому... что не может не любить". Не удивительно, что за такие слова некоторые из "небратьев" сами хотят исключить его из списка "украинских гениев".
Украина также претендует и на двух знаменитых художников - Куинджи и Айвазовского. Просто потому, что они родились на территории нынешней Украины - Архип Иванович Куинджи родом из Мариуполя, а Иван Константинович Айвазовский произошел на свет в крымской Феодосии. Но это не аргумент, говоря, о великих людях, принято относить их к тому государству, в котором они жили, а не к тому, которое находится на этой территории сейчас. Представьте, как бы звучало, если бы если бы мы называли Канта российским философом из-за того, что он родился в нынешнем Калининграде. Украины как государства в эпоху творчества Куинджи и Айвазовского не существовало. Украинский народ, конечно, уже существовал, да только эти художники не имели к нему никакого отношения. Куинджи был из греческой семьи, Айвазовский - из армянской (его настоящее имя - Оганес Айвазян).
На Украине стараются не упоминать о вкладе русских ученых в мировую науку. Все же любопытно, что Экологический университет в Одессе до сих пор носит имя русского биолога И. И. Мечникова. Это объясняется тем, что ученый, опять же, родился на территории нынешней Украины, в Харьковской губернии. Но хотя отец ученого и приобрел это имение, был он типичным "москалем", то есть русским офицером (напомню, первоначально москалями называли именно российских военных). Кроме того, род Мечниковых имел не украинские, а молдавские корни, а мать ученого, Эмилия Львовна Невахович, была дочерью известного тогда еврейского писателя-просветителя.
Так что "украденных" у наших соседей деятелей культуры оказалось совсем немного. Да и можно ли назвать украденным творчество, которое эти великие творцы подарили России и русскому народу совершенно добровольно?