Найти тему

Генри Форд. Как ему удалось построить автомобильную империю

Оглавление

Генри Форд (1863-1947) — предприниматель, инженер и промышленник родом из Соединенных Штатов:

  • Бизнесмен, владеющий комплексом автозаводов Ford Motor Company, построенных в разных частях планеты.
  • Талантливый изобретатель, получивший 161 патент.
  • Легендарный человек, который в начале ХХ века, на заре автомобилестроения, смог сделать машины доступными для всех.

Именно Генри Форду мир обязан промышленным конвейером — изобретением, сделавшем массовое производство сложной автотехники доступным. Не менее знаменит и его главный литературный труд «Моя жизнь, мои достижения», которая по сей день изучается в вузах как классический учебник по организации труда.

Детство Генри Форда

Генри появился на свет 30 июля 1863 в городке Дирборн (округ Уэйн штата Мичиган, США). Его родители, Уильям и Мэри Форд, были ирландскими эмигрантами, работали на ферме близ Детройта. Хоть они были, по местным меркам, зажиточными, паренек не хотел продолжать дело семьи: считал, что результаты труда в фермерстве не окупают вложенных усилий.

-2

Генри закончил только церковную школу: так и не научился писать без ошибок, а став владельцем компании, не мог без посторонней помощи составить договор. Позже он скажет, что для предпринимателя важнее уметь думать, а не грамотно писать. В 12 лет у мальчика умирает мама, в этом же возрасте он впервые видит локомобиль, который приводит его в неописуемый восторг. Парнишка уверен, что, став взрослым, соберет такой же — и даже лучше! Но строгий отец не разделяет его мечтаний, видит в сыне только фермера. Неудивительно, что когда юноше минуло 16 лет, он сбежал из отчего дома в поисках лучшей жизни в соседнем промышленном городе.

Взрослая жизнь до эпохи автоконцерна Ford

В 20 лет наш герой возвращается на ферму: днем помогает с хозяйством, а ночью корпит над изобретениями. Чтобы облегчить труд отца, мастерит молотилку, работающую на бензине. Творение юного самоучки стало настолько популярным, что патент на него приобретает Томас Эдисон. Он же приглашает Генри работать в собственную компанию — Edison Illuminating Company. С 1891 по 1899 парень прошел путь от рядового механика до главного инженера. В 1893 гениальный самоучка представил миру самостоятельно сконструированный автомобиль, собранный в «свободное от работы время».

-3

В Edison Illuminating Company его начинание никак не поддержали — только советовали отказаться от «безумных затей» и сконцентрироваться на основной работе. В 1899 Форд уходит из фирмы Эдисона и до 1902 является одним из совладельцев «Детройтской автокомпании». Но, не сумев прийти к единому мнению по управлению и производству с другими хозяевами, будет вынужден покинуть свой пост.

Создание собственного автозавода

-4

С молодых лет у Henry Ford были собственные революционные взгляды на организацию труда и производства. Другие промышленники не разделяли его чаяний, а то откровенно критиковали: ни в Edison Illuminating Company, ни в «Детройтской автомобильной компании» он не получил поддержки. Генри, пытаясь привлечь внимание к своему детищу, разъезжал на сконструированном автомобиле по улицам Детройта, собирая одни лишь насмешки — местные прозвали изобретателя «одержимым с улицы Бегли». Но это не остановило упрямца: он мечтал во что бы то ни стало добиться своего — поставить выпуск автомашин на поток. Его цели были просты:

  • создать авто универсального образца;
  • упростить громоздкие конструкции автомобилей своего времени;
  • стандартизировать механизмы и детали автотехники;
  • сделать автотранспорт надежным, экономичным и доступным каждому американцу;
  • воплотить в производственном процессе последние изобретения и собственные наработки.

Но сперва нужно было доказать консервативному обществу, что «автомобиль — не Роскошь, а средство передвижения». Для этого Генри в 1902 решается на рискованный шаг — он модифицирует свое изобретение для участия в автогонках. Ведь соревнования могут стать лучшей рекламой автотранспорта, продемонстрировать его достоинства.

-5

На этот раз Форду улыбается удача — он обгоняет действующего чемпиона Штатов. Теперь, когда публика очарована автомобилем, дело остается за малым — открыть собственный автозавод.

Генри основывает «Форд Мотор Компани» в 1903. Первым автомобилем собственного производства становится Ford A, однако настоящего успеха компания добивается только в 1908, с выпуском легендарного Ford Т.

Далее события развиваются следующим образом:

  • 1910. Генри запускает самый инновационный автозавод для своего времени — «Хайленд Парк». Производственное предприятие выгодно отличается грамотным освещением и отличной вентиляцией.
  • 1913. Начало тестирования сборочного конвейера. Первым собрали генератор, а затем выявленные принципы стали применять для сборки моторов.
  • 1914. На предприятиях Форда повышают высоту сборочной ленты до уровня талии человека, запускают два конвейера — для низкорослых и высоких людей. В результате нововведений время на выпуск одной модели Ford Т сокращается с 12 до 2 часов. параллельно с этим Генри внедряет «полный цикл производства». То есть, на его заводах происходят все нужные для автопроизводства мероприятия — от плавки железной руды до выпуска готовых машин.
  • 1914. «Отец автомобилестроения» вводит на своих предприятиях самую высокую в Штатах минимальную з/п — $5 в день. Первым среди конкурентов допускает работников к участию в доходах компании, строит для них идеальный рабочий поселок. Концерн Ford переходит на круглосуточное производство — сотрудники работают в три смены по 8 часов. Новый формат позволяет открыть сразу несколько тысяч рабочих мест. Будучи человеком пуританского воспитания, Генри ратовал за то, чтобы его персонал вел разумную и трезвую жизнь — тех сотрудников, кто пропивал зарплату, не заботился о семье, вмиг увольняли.
  • 1917. Когда США вступает в Первую Мировую на стороне Антанты, Форд изменяет своему пацифистскому мировоззрению, его заводы начинают работать над военными заказами — это не только автомобили, но и цилиндры для авиационных моторов, противогазы, каски. Производство модернизируется до такой степени, что Ford Motor Company начинает производить даже подлодки и легкие танки!
  • 1925. Промышленник открывает собственную авиакомпанию Ford Airways, а параллельно с этим покупает производство Уильяма Стоута для конструирования и выпуска авиалайнеров. Первой моделью становится трехмоторный самолет Ford 3-AT Air Pullman.
  • 1927. Генри запускает в серийное производство пассажирский самолет Ford Trimotor, который получил меткое прозвище Tin Goose («Жестяной Гусь»). Цельнометаллическая трехмоторная модель производилась до 1933 — в сумме с конвейера сошло 199 лайнеров. «Форд Тримотор» успешно эксплуатировались вплоть до 1989!
  • 1928. За «революционный прорыв» в автопроме и индустриальном производстве Форду вручают медаль Эллиота Крессона — почетный знак за научные и технологические достижения от Института Бенджамина Франклина.

Фактическим руководителем собственного предприятия Генри оставался до 1930-х. Затем из-за постоянных конфликтов с компаньонами и представителями профсоюзов был вынужден передать высокий пост своему единственному сыну — Эдселу.

Новое возвращение

Еще в 1919 Генри и его сын Эдсел выкупили у акционеров за 105 568 858 долларов акции своего завода, став единоличными владельцами Ford Motor Company. Тогда же «автомобильный король» передал наследнику пост президента автоконцерна. Вновь вернуться к своему детищу заставило тяжкое испытание: в 1943 от рака желудка скоропостижно умирает единственный сын Эдсел. Так как старшему наследнику (внуку) на тот момент едва исполнилось 26 лет, основателю ничего не остается, как вновь взять штурвал в свои руки. Он будет управлять компанией еще два года, пока не убедится в 1945, что Генри Форд II способен стать во главе гиганта.

-6

За свои достижения легендарный промышленник в 1946 году становится обладателем двух наград:

  • почетной премии за заслуги перед автопромом;
  • золотой медали за заслуги перед американским обществом от American Petroleum Institute.
С уходом Генри-старшего завершилась первая глава истории его автогиганта. Но компания продолжила жить — она успешно развивается и по сей день.

Смерть «отца автомобилестроения» и темные истории

-7

Предприниматель ушел из жизни 83-летним человеком 7 апреля 1947 в результате кровоизлияния в мозг. После кончины знаменитого промышленника в прессе все чаще стали всплывать сведения об его антисемитских взглядах и поддержке нацистов в годы Второй Мировой:

  • В 1918 бизнесмен приобретает газету The Dearborn Independent, в которой, начиная с 1920, публикуются как антисемитские статьи современных авторов, так и пресловутые «Протоколы сионских мудрецов» (якобы секретные документы, где говорится о том, что еврейская нация стремится сломить христианские устои и установить мировое господство). Позднее Форд сделает из подборок материалов «Дирборн индепендент» сборник «Международное еврейство», который станет мощным оружием в руках нацистов.
  • Так как американская нация, включая видных общественных и государственных деятелей, была недовольна антиеврейскими вглядами Форда, он был вынужден в 1927 обратиться к публике с открытым письмом, дабы его продукция не потеряла спрос: «Как человек чести, я считаю своим долгом принести извинения за все дурные поступки, совершенные мною в отношении евреев, моих сограждан и братьев, и прошу у них прощения за тот вред, который я причинил им безо всякой на то причины. Я отрекаюсь от обидных обвинений в их адрес, поскольку в действиях моих была ложь, а также даю полную гарантию, что отныне они могут ждать от меня только проявление дружбы и доброй воли».
  • Но, как оказалось, публичное покаяние было пустыми словами. Форд направлял существенную финансовую помощь Национал-социалистической немецкой рабочей партии, а для ее руководителя был настоящим авторитетом. Адольф Гитлер не только повесил портрет Генри в мюнхенской резиденции, но и с восхищением написал о нем в «Майн Кампф».
  • Сказанным дело не ограничивалось: фордовский завод в оккупированном нацистами Пуасси (Франция) с 1940 производил авиадвигатели, военные грузовики и легковые авто для нужд вермахта. Именно благодаря сотрудничеству с фашистами предприятия американского предпринимателя не были конфискованы захватчиками.

Такие видные историки, как Нейл Болдуин и Алберт Ли, свидетельствуют, что статьи и книга Форда были мощным пропагандистским воздействием на молодых германских нацистов.

Капитал и состояние промышленника при жизни

Генри Форд стал одним из первых долларовых миллиардеров в истории — продав более 15 млн моделей Т, он заработал, по самым скромным подсчетам, $1,16 млрд ($40 млрд по современному курсу), из которых $25-37 млн отдал на благотворительность. Притом начал бизнесмен довольно скромно: уставной капитал Ford Motor Company составлял $100 000, из которых наличными были лишь $28 000.

В Форт-Майерсе (Флорида, США) у Генри была собственная резиденция по соседству с Эдисоном, купленная еще в 1915. Сегодня в здании открыт музей, который постоянно работает. Можно вспомнить и «плантацию Форда», расположенную в округе Ричмонд-Хилл (штат Джорджия, США). В качестве частной общины она функционирует до сих пор.

В Джорджии Генри принадлежало 70 тыс. акров земли — именно там, на побережье Огичи, в 1936 году он решает воздвигнуть собственный особняк в духе «греческий ренессанс». Серый кирпич Саванны, мрамор, цветущие сады, идеальные газоны, кондиционеры и лифты… Нет ничего удивительного, что «плантация» стала излюбленном местом для светской публики, включая Рокфеллеров, Вандербильтов и Дюпонов. Даже здесь Форда не оставлял дух изобретателя — он переоборудует старую мельницу в электростанцию и научно-исследовательскую лабораторию, проведет оттуда тоннель к особняку, чтобы обогревать его вырабатываемым паром. Для общины построит школу и часовню, охотно принимая местных жителей к себе на работу.