Так говорил Индиана Джонс. Вернее — американский миллионер Форрест Фенн, которого журналисты часто называют «настоящим Индианой Джонсом». Забавный был мужик.
Ветеран ВВС США, совершивший 328 боевых вылетов за год во время Вьетнамской войны. Был однажды сбит в южном Лаосе, катапультировался и благополучно спасся. С детства коллекционировал всякую дрянь типа бутылочных крышек. Но детская страсть после армии переросла во взрослое увлечение древностями. В экспедициях по миру он как пылесос собирал всё подряд: от античных артефактов до африканских статуэток. Открыл в Санта Фе антикварный магазин с галереей, быстро разбогател и прославился как арт-дилер.
В 2010 году Фенн спрятал клад в Скалистых горах США — сундучок с драгоценностями на миллион долларов — и оставил несколько подсказок в стихах. За годы безуспешных поисков сокровищ погибли по меньшей мере пять авантюристов. А один из кладоискателей особо отличился — восемь месяцев раскапывал могилы на кладбище Йеллоустонского парка и заработал 12 лет тюрьмы.
Но вернёмся к нашим баранам! В 1974 году Форест Фенн с женой и дочерьми приехал в Казань и отправился, нет не в Кремль, а прямиком на Арское кладбище. Поездку, кстати, помог организовать «личный капиталист Ленина» Арманд Хаммер.
Что же привело Фенна в Казань? Дело в том, что помимо прочего, он коллекционировал произведения искусства и дружил с семьёй нашего земляка — художника Николая Фешина, который в 1923 году эмигрировал с женой и дочерью в США, добившись там значительного успеха. Фенн высоко ценил творчество Фешина. И когда узнал, что художник, умерший в 1955 году, завещал похоронить его в родной Казани, вызвался с этим помочь. Фенн приехал, чтобы договориться о похоронах и выбрать место для могилы. А через год прах Фешина привезла и захоронила дочь художника — Ия.
Трудно утверждать, что миллионер остался доволен той поездкой. В своих мемуарах Фенн называет Россию исключительно «зловещей страной». Досталось и кладбищу. Он вспоминает как его раздражала бесконечная болтовня сопровождающего их гида. В кладбищенских мусорных баках копошилась нищенка, поблизости шли похороны, а по надгробиям барабанил сильный дождь, заливая открытый гроб с покойником. Нервы арт-дилера не выдержали напряжённой атмосферы, и он произнёс фразу из заголовка.
PS. А тот злополучный клад из середины поста нашёл студент-медик в 2020 году. Спустя пару месяцев у себя дома в родном Санта Фе умер Форест Фенн. Ну чем не кощеева смерть! А забронировал бы тогда могилку на Арском кладбище — глядишь, и пожил бы ещё.