Когда я учился в школе, по телевизору шла передача "Намедни", посвященная истории СССР и России. Тогда я слушал Децла, и наверно логично, что через 15 лет я попал на концерт группы Centr. Также логично, что если Slimus записал трек "Намедни", в его творчестве можно найти что-то большее, чем пропаганду запрещенных веществ. Сегодня мы посмотрим, как постперестроечная реальность отображается в треках участников группы Centr.
До середины 90-х описание повседневной жизни в России можно было найти в песнях рокеров. Это можно понять по названиям песен: "Пачка сигарет", "Когда твоя девушка больна", "На кухне". Спустя несколько лет, большинство популярных рокеров 80-90-х перешли к более абстрактному искусству, оторванному от реальности (за исключением ДДТ, Гражданской Обороны, Сплин). Или это были андерграундные коллективы, но здесь речь идет именно о популярной музыке на большую аудиторию.
Логично, что рэп и рок снова поменялись местами, но до начала 2000-х, рэперы или рассказывали о жизни очень богатых людей или, наоборот, это были андерграундные коллективы, не стремившиеся доносить свое творчество до широких масс. В конце 90-х росла популярность таких групп и исполнителей как Каста, Centr, Баста. В отличие от своих предшественников, они не стремились остаться в рамках хип-хоп культуры, но рассказывали именно о жизни в России. Это было одной из причин того, что вскоре они начали собирать стадионы.
Уже на первом альбоме группы Centr "Качели" мы можем услышать об основных трендах 2000-х и начала 90-х. Участники группы не читают про гетто, но рассказывают о своем становлении. Если сравнить тексты этого альбома с песнями советских рокеров, можно понять, что после перестройки более важным становится социальный статус человека. Во многих песнях есть противопоставление богатых и бедных, сами музыканты фактически относят себя к среднему классу:
Я из нормальной семьи, я не мажор и не бедствую,
Наиболее показателен трек "Слайды". В куплете от Slimus за несколько секунд описывается эпоха накопления первоначального капитала, от кооперативов и финансовых пирамид до первых материальных благ Запада - японской техники и фильмов.
Еще одна отсылка к позднему СССР в творчестве этого исполнителя - трибьют группе Кино "Последний Герой". От оригинальной песни остался припев и гитарный сэмпл. Трек начинается с диалога из фильма 1988 года "Игла" с В. Цоем в главной роли, в тексте описывается распад Советского Союза:
в последние годы империя сгорает в красном огне, во что-то верит.
Настало время вспомнить начало статьи и перейти непосредственно к треку "Намедни", который Slimus выпустил в 2018. Трек является музыкальной версией телепередачи и описывает также более свежие события (30 мая 2004 года передача была закрыта). В одном треке Slimus успел рассказать о событиях за 30 лет, приправив все мрачноватым юмором.
Москва в творчестве участников группы Centr
В треке "Город дорог" мы понимаем, что важное место в творчестве группы Centr занимает Москва. Но это - далеко не единственный трек, посвященный столице в их творчестве. Про Москву часто читает GUF, например, "Для Нее", "Для Нее 2". Он достаточно подробно описывает город, что позволяет слушателю уловить атмосферу столицы:
Пристально палят за нами эти семь высоток.
Пока все три кольца страдают от пробок,
А под землей туда-сюда носятся суетливые толпы,
Заняты все места на парковке в Европейском,
В полном вагоне метро может не оказаться местных.
Офисы, лампы дневного света и не висят занавески,
Slimus в своих треках показывает изнанку Москвы с ее клубами и спальными районами: от описания проблем приезжих (фит с RSAC) до ночной жизни в треке "Capital":
Гоpдые лица студентов в салоне бэушного кpузеpа (кpузеpа)
Там в баpдачке от пpошлых хозяев диски Кpуга и Scooter-а