Все знают отношение православных по отношению к латинству. И особенно афонских монахов. Но обитель эта возникла давным-давно, до тех, пор, пока Римская Церковь не откололась от Вселенской церкви. Преподобному Афанасию Афонскому были знакомы первые насельники Апофикона ("склады")- Амальфиона (монастырь амальфитанцев)- Морфину (эллинизированное название)- Морфино (русифицированное название), и он как основатель первого афонского киновиального монастыря, пользовался у братства, жившего по уставу Венедикта Нурсийского, большим авторитетом. Интересно, что в те далекие времена итальянские и грузинские монахи хорошо взаимодействовали друг с другом, жили в своего рода симбиозе. Под актами 985 и 1169 годов стоит подпись амальфийского монаха. Вероятно, нет на Афоне другого места, вокруг которого сложилось бы столько легенд. Особенно устойчив был миф о Венере, на русском языке впервые пересказанный епископом Порфирием "Я полагаю, что Афонская статуя Морфины, также как и Спартанская, имела покрывала на голове и цепи на ногах, и полагаю тем решительней, что статуи этой богини помещены были на, Афоне в высокой башне, а в Спарте в верхнем ярусе капища Венеры...". Пропускаем развитие мифа у писателя Бориса Зайцева. А уж современный афонский фантаст С. Сенькин заканчивает развитие этой легенды: "Морфино, бывшее святилище черной Венеры, одинокая башня", принадлежит к тем местам, "в которых монахам никто не благословлял жить и молиться".
У него мы можем прочитать: "Слепая черная Венера покровительствовала преступникам, особенно пиратам, которые приносили своему кумиру человеческие жертвы..." Но, самое главное это недоумение историков перед существованием монастыря латинского обряда на Афоне, что привело византинистов к подобным фантазиям и ошибкам. Греческий генеральный консул Г. Докос, который боролся с русским засилием, советовал антипросопу Великой Лавры не обнародовать, найденный акт 1012 года, пока не найдется, по его мнению, правильный. Автор считает, что это было сделано по политическим мотивам. История не столь проста, и она пишется не по учебнику истории, а наоборот учебники должны писаться опираясь на реальную историю.
В книге Мерлини, я обнаружил неизвестный для меня факт. В 983 году умер грузинский военачальник Торникий, и игумен Иверона преподобный Иоанн оказался в затруднительном положении и не знал, что ждать от византийской власти. Его сын, преподобный Евфимий, впоследствии тоже игумен Иверона провел детские годы в Константинополе в качестве заложника. И прп. Иоанн решил бежать в Испанию, захватив сына, но эти намерения открылись, и он был схвачен и возвращен на Афон. По мнению историка не обошлось без влияния бенедектинской общины. В дальнейшем папство стремилось использовать Апофикон как форпост в Византийской империи и Константинопольской церкви. И историю обители надо рассматривать в контексте политической жизни Византии, Рима и других государств того времени. В довершение могу сказать, что, по мнению автора, основателем общины был монах Лев, происходивший не из Амальфии, а из Беневенто. Но, это действительно неизвестный Афон, в истории которого еще надо разбираться.