В российском праве используется категория «общеизвестного товарного знака». Под ним понимается бренд, ставший в результате активного использования широко известным на территории РФ среди потребителей в отношении определенных товаров (часть 1 статьи 1508 Гражданского Кодекса).
Роспатент ведет отдельный специальный реестр таких объектов. В нем — сотни наименований из разных сфер. Здесь, например, есть:
- продукты питания («А.Коркунов», «Макфа», Lipton, Coca-Cola, Maggi, «Моя семья», «Аленка», несколько товарных знаков «Вимм-Билль-Данн» — «J7», «Агуша»);
- и многое другое.
И какая выгода в регистрации такого товарного знака?
Преимуществ много.
Например, оформив общеизвестный товарный знак, правообладатель может подать в суд на любого зарегистрировавшего доменное имя, которое будет сходно с «базовым» брендом (пункт 158 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Суды в таком случае удовлетворяют требования собственника обозначения достаточно быстро:
- Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30.03.2023 N С01-301/2023 по делу N А43-37193/2021 — с нарушителя взыскали более 63 тысяч рублей за управление сайтом, в чьем URL имелось слово kamaz;
- Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.10.2022 N С01-1900/2022 по делу N А55-13515/2021 — здесь правонарушитель должен заплатить 30 тысяч за частичное дублирование в URL бренда «Sber» (кроме того, правоприменитель запретил использование указанного доменного имени).
Размещение общеизвестного товарного знака с коммерческой целью на своем сайте без надлежащего разрешения также может стать причиной иска:
- Постановление Суда по интеллектуальным правам от 11.07.2023 N С01-1120/2023 по делу N А40-252629/2022 — суд согласился с доводом о возможности взыскания с ответчиков почти 2,4 млн рублей за незаконное использование бренда «ГАЗ» при продаже диванов. Ссылки стороны на то, что портал является информационным посредником, были отклонены: нижестоящие инстанции установили, что сайт — это в чистом виде интернет-магазин, то есть реализация продукции предусматривается;
- Постановление Суда по интеллектуальным правам от 09.10.2023 N С01-1963/2023 по делу N А76-5532/2022 — компания по продаже одежды заплатила «ГАЗ» 90 тысяч рублей за размещение продукции, маркированной указанным узнаваемым брендом (надо признать, что изначальные требования истца были намного больше — 662 тысячи рублей, но правоприменитель снизил размер выплаты);
- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 N 09АП-62834/2023-ГК по делу N А40-6515/2023 — здесь с нарушителей взыскали по 150 тысяч рублей за незаконное использование бренда Moon на сайте.
Что-то еще надо знать?
Да. Даже регистрация дубля общеизвестного товарного знака как фирменного наименования предприятия, работающего совсем в другой сфере, также может стать причиной обращения в суд.
В составе наименования юрлица, основной сферой деятельности которого являлась торговля продуктами питания, сувенирами, было указание аббревиатуры «РЖД». Упоминание общеизвестного бренда в таком формате стало поводом для иска, который был удовлетворен (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2024 N 13АП-2687/2024 по делу N А56-304/2023). Надо отметить, что ответчик, чье фирменное наименование содержало указание на «РЖД» с 2013 по 2023 годы, срочно переименовался еще до решения суда первой инстанции.
Как сделать свой товарный знак общеизвестным?
Это очень трудоемкий и сложный процесс.
Для признания бренда таковым необходимо, чтобы он соответствовал сразу нескольким критериям:
- Во-первых, интенсивно использовался на территории страны (в Роспатент представляются также, например, материалы, подтверждающие масштабность проведенных рекламных кампаний);
- Во-вторых, надо доказать наличие ассоциативной связи представленного обозначения и заявителя (здесь необходимо предъявить результаты социологического опроса среди потенциальных потребителей);
- В-третьих, нужна доказанность широкой известности бренда в потребительской среде (для этого необходимо предоставить также аналитические данные, свидетельствующие о большом объеме упоминаний объекта в СМИ).
Полезные ссылки:
→ Зачем нужен товарный знак?
→ Бесплатный поиск по базам Роспатента
→ Поиск по полному справочнику классов МКТУ
→ Огромная коллекция полезных статей по теме ИС
→ Зарегистрироваться в сервисе
(Это бесплатно, после регистрации доступно больше возможностей