Найти тему

Троицкая церковь в поселке Удельная и скульптура Христа

Церковь Живоначальной Троицы в поселке Удельная Раменского городского округа была воздвигнута в 1897 году по проекту известного московского архитектора С. С. Эйбушица. Нарядный деревянный храм, построенный на пожертвования состоятельных дачников, не закрывался в советский период. С 1933 по 1937 годы в частном доме на Песочной улице в поселке Удельная жил выдающийся церковный деятель XX века священномученик Серафим (Чичагов). Отсюда восьмидесятилетний старец последовал к месту мученической кончины.

-2

Пятого апреля 1797 года император Павел I объявил «Учреждение об императорской фамилии», где коснулся вопроса содержания семей, родственных царю, но не имевших прав на престол. Содержание членов императорской фамилии происходило за счет земельных владений, входивших в дворцовое ведомство. Но с ростом числа князей императорской крови назрел вопрос об организации отдельного ведомства и вида имений для содержания прочих царских родственников. Такие имения Павел стал называть «удельными».

-3

В указе императора было сказано: «Желая сколько обеспечить состояние фамилии нашей, столько облегчить и расходы государственные, определяем быть удельным имениям; и для того назначаем отделить из государственных владений определенную один раз часть деревень». Поселок Удельная бывшего Бронницкого уезда располагался на землях одноименного ведомства, существовавшего с 1797 по 1917 годы.

С конца XIX столетия удельные земли стали сдавать в аренду под строительство дачных поселков. Так появился поселок при станции Удельная Казанской железной дороги, где в послереволюционные годы было около ста участков. Поселки Удельная и Быково в путеводителе 1925 года названы «популярными дачными городками».

-4

Ближайшим храм находился в Быково примерно в четырех километрах от поселка. Преодолеть этот путь дачникам было непросто, особенно в ненастную погоду. В 1897 году недалеко от станции Удельная на средства дачевладельцев была построена своя деревянная церковь Живоначальной Троицы. Благословение на строительство дал незадолго до своей кончины московский митрополит Сергий (Ляпидевский). Среди жертвователей были состоятельные дачевладельцы Хлебниковы, Бабанины, Бахрушины, Клепиковы, Хомяковы и другие.

Торжественное освящение новой церкви состоялось 15 июня 1897 года. Службу возглавил местный благочинный о. Толгский, которому сослужили священники из храма села Быково. В заметке «Московских церковных ведомостей» по случаю освящения Троицкой церкви упоминались некоторые его святыни: «Возле левого клироса замечательна по своей древности икона св. Николая Чудотворца, писанная на камне; она найдена в Вятке и пожертвована сюда одним из дачников. В алтаре за престолом помещен художественно написанный на стекле образ Воскресения Христова и над жертвенником древняя икона Казанской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе, пожертвованная одним благотворителем».

-5

Упоминавшаяся икона Николая Чудотворца «на камне» была передана в храм местным дачником Федором Константиновичем Клепиковым. Он принадлежал старинному роду вятских купцов, которые с давних лет привозили чай из Китая в Москву. В детстве, когда семья жила еще в Вятке, с Федором Клепиковым случилась необычная история. Во время игры он споткнулся о какой-то предмет, торчащий из земли. Мальчик вытащил его и принес отцу, говоря, что нашел какую-то «морду». Отец рассказал маленькому Федору, что это старинный образ святителя Николая, а в том месте, где он играл, в давние времена стояла Никольская церковь, сгоревшая в пожаре.

Многие годы Федор Константинович, ставший состоятельным чаеторговцем, помнил эту историю и наказ отца: тому, кто нашел образ Николая Чудотворца, нужно построить церковь в его честь. Этот обет он смог исполнить в 1912 году, когда к Троицкому храму в Удельной, в том числе и на его средства, был прирублен зимний придел в честь святителя Николая Чудотворца. Надо отметить, что сооружение придела существенно изменило и усложнило общую композицию храма, которую когда-то заложил архитектор Эйбушиц. Памятная икона Николая Чудотворца «на камне» до сих пор хранится Троицкой церкви. Ее можно увидеть под ризой за правым клиросом Никольского придела.

Памятная икона Николая Чудотворца «на камне» до сих пор хранится Троицкой церкви. Ее можно увидеть под черной ризой за правым клиросом Никольского придела.
Памятная икона Николая Чудотворца «на камне» до сих пор хранится Троицкой церкви. Ее можно увидеть под черной ризой за правым клиросом Никольского придела.

В 1902 году в Удельной был создан самостоятельный приход, отдельный от храма в Быково. С этого времени настоятелем Троицкой церкви стал священник Сергий Хавский, который прежде был духовником женской обители в селе Акатово Клинского уезда. Там о. Сергий на собственные средства построил две школы и небольшую церковь в деревне Спасской. После перевода в Троицкий храм поселка Удельная Сергий Хавский вновь проявил себя в качестве храмоздателя – в 1915-1916 годах участвовал в возведении церкви Петра и Павла при станции Ильинская Казанской железной дороги.

-7

В поселке Удельная прошли последние годы жизни священномученика Серафима (Чичагова). Владыка Серафим – в миру Леонид Михайлович Чичагов – происходил из знатного дворянского рода Костромской губернии, восходящего к XVI веку. Среди его предков и родственников были сотрудник графа Сперанского Никифор Чичагов, участник Северной войны Яков Чичагов, и два адмирала Василий Яковлевич и Павел Васильевичи Чичаговы.

Леонид Михайлович учился в пажеском корпусе, по окончании которого был произведен в офицеры гвардейской конной артиллерии. В 1877-1878 годах поручик Чичагов участвовал в войне с Турцией. В 1879 году вступил в брак с внучкой героя Отечественной войны 1812 года – Наталией Николаевной Дохтуровой.

В поселке Удельная прошли последние годы жизни священномученика Серафима (Чичагова)
В поселке Удельная прошли последние годы жизни священномученика Серафима (Чичагова)

Знатное происхождение и великолепное образование, военная карьера, увлечение литературой и медициной, выгодный брак – казалось, что жизненный путь будущего владыки пролегал далеко от церковного служения и монашества. Однако в жизни Леонида Чичагова произошел перелом. В 1891 году он подал в отставку с военной службы, переехал из Петербурга в Москву, и стал посвящать все время изучению святоотеческой литературы. Под влиянием знаменитого петербургского священника Иоанна Кронштадтского Леонид принял священнический сан.

В 1898 году от скоротечной болезни скончалась супруга о. Леонида Наталия Николаевна. Это скорбное событие подтолкнуло священника к выбору монашеского призвания. В том же году он был пострижен в иночество с именем Серафим. В сане архимандрита он был настоятелем в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале и в Воскресенском Ново-Иерусалимском на Истре. В 1905 году архимандрит Серафим был хиротонисан в сан епископа. В разные годы он возглавлял Сухумскую, Орловскую, Кишиневскую, Тверскую кафедры. В 1928 году владыка Серафим стал митрополитом Ленинградским.

-9

Особое место в жизни священномученика Серафима (Чичагова) занимала Дивеевская обитель и личность преподобного Серафима Саровского. Еще в 1896 году он встречался с блаженной Пашей Саровской и написал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». В 1902-1903 годах по поручению царя Николая II он возглавил дело прославления преподобного Серафима и составил его житие. Покойная супруга владыки Наталия Николаевна была погребена в Дивеевском монастыре. В 1913 году будущий священномученик просил разрешения быть погребенным рядом с ней. Тогда он не мог предполагать, что будет погребен в безвестной могиле на расстрельном полигоне.

В 1933 году владыка Серафим поселился в поселке Удельная Казанской железной дороги. На даче было две комнаты и кухня. В первой комнате стояла кровать и рабочий стол, во второй – обеденный стол, фисгармония, на которой любил играть, а на стене висела написанная собственноручно большая икона Спасителя в белом хитоне. Вместе с владыкой Серафимом на даче в Удельной жили две келейницы монахини Вера (Втюрина) и Севастиана (Агеева-Зуева).

-10

По состоянию здоровья и старости преосвященный Серафим не мог посещать Троицкий храм, который отстоял довольно далеко от дачи на другой стороне железной дороги. Тем не менее, владыка был знаком с местными священниками Алексеем Никитским и Симеоном Куляминым. На Рождество и Пасху отец Алексий приходил в дом владыки Серафима и служил молебен.

30 ноября 1937 года священномученик Серафим был арестован в поселке Удельная по обвинению в контрреволюционной деятельности. Он был расстрелян 7 декабря на полигоне в Бутово. Через два дня были арестованы обе келейницы священномученика. Одна из них, инокиня Севастиана, скончалась в лагере в 1938 году. В том же году были арестованы и расстреляны оба удельнинских священника – отец Алексий и отец Симеон. Таким образом, приход Троицкой церкви почитает четверых новомучеников, чей жизненный путь был связан с поселком Удельная.

Подробнее о скульптуре Христа в Удельной и о подобных скульптурах вообще

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Бронзовые памятники почитаемым монахам и отшельникам можно увидеть в Сергиевом Посаде, Звенигороде, Волоколамском районе и других местах Подмосковья. Такие святые как Сергий Радонежский или Савва Сторожевский прославились не только как религиозные деятели, но и как важные исторические личности. Особняком в этом ряду стоит скульптура Иисуса Христа из поселка Удельная Раменского района. В статье вы узнаете, могут ли бронзовые памятники исцелять подобно чудотворным иконам, и почему в московском музее архитектуры находится точно такая же скульптура Спасителя.

Бронзовая фигура Иисуса Христа находится во дворе Троицкой церкви поселка Удельная. Этот красивый деревянный храм был построен чуть более ста лет назад по проекту знаменитого архитектора Семена Эйбушица. Выходец из Австрии прославился возведением многих зданий в столице. Эйбушиц исповедовал лютеранство, что не мешало ему проектировать православный храм или хоральную синагогу в Москве. Однако появление нехарактерной для православного обряда священной скульптуры никак не связано с влиянием архитектора-иноверца. Эйбушиц, напротив, создал Троицкий храм в подчеркнуто русском стиле, и не предполагал установку бронзовой статуи Христа.

-12

История появления скульптуры во дворе Троицкой церкви начинается в 1888 году. В тот год в Раменском скончался директор местной ткацкой фабрики Федор Михайлович Дмитриев. Рабочие любили начальника, потому что он, следуя библейским заповедям о помощи «труждающимся и обремененным», сделал многое для облегчения условий труда на своем предприятии. Идея украсить надгробие этого доброго человека скульптурой Иисуса Христа с распростертыми руками прекрасно отражала характер покойного. Задумку взялся воплотить в бронзе знаменитый скульптор Марк Антокольский. Работы этого художника можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве. Образ Христа, к которому Антокольский обращался в своем творчестве и раньше, на этот раз должен был олицетворять слова из Евангелия: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас». Скульптуру установили в Раменском, где находилась могила фабриканта Дмитриева.

В 1930-е годы на волне очередной атеистической кампании церковь в Раменском, на территории которой был захоронен Дмитриев, закрыли, а удивительной красоты памятник Христу оказался под угрозой уничтожения. К счастью, в то время нашлись люди, которые вывезли скульптуру из Раменского в Москву. В столице надгробный памятник определили на хранение в музей архитектуры, помещения которого тогда находились в закрытом для богослужений Донском монастыре. Однако в Раменском на могиле Дмитриева осталась заброшенной большая каменная сень, созданная в одно время со скульптурой. Чтобы уберечь сень от порчи и разрушения, верующие Троицкой церкви в Удельной решили перевезти ее в свой храм, службы в котором не прекращались и в советские годы. В 1988 году, когда исполнилось сто лет со дня кончины Федора Михайловича Дмитриева, настоятель и прихожане церкви в Удельной решили заказать копию скульптуры Иисуса Христа, оригинал которой хранился в музее в Москве. Новую скульптуру поместили в подлинную сень, которую им удалось сберечь.

-13

Какова же была дальнейшая судьба подлинника? Многие считают, что статуя Христа из Раменского продолжает храниться на территории Донского монастыря, но это не так. В 1990-е годы Донской монастырь вернули верующим, а заставленные экспонатами залы церквей стали освобождать для проведения богослужений. Музею архитектуры имени Щусева выделили новые помещения в самом центре Москвы, и памятник переехал во второй раз.

Копия скульптуры Христа почитается сегодня в поселке Удельная, как священный образ Спасителя. Перед памятником на постаменте, как перед иконой, зажигается лампадка. Является ли такое изображение Христа правильным с точки зрения церковных канонов? В книге церковных правил XI века относительно форм икон сказано следующее: «Писать святые иконы и изображать нужно так, как повелели святые отцы на Седьмом соборе: на любом дереве и камне, и на столбах, и на стенах, и на церковных сосудах, которые имеют прочный материал, а на стекле святых икон не писать и не изображать, поскольку это хрупкая вещь». Седьмой собор, о котором идет речь в цитате, был созван в Византии в VIII веке, для того чтобы утвердить правила почитания икон. Таким образом, скульптура Иисуса Христа, сделанная из довольно прочного материала, не противоречит церковным канонам.

Стоит упомянуть еще одну бронзовую статую Иисуса Христа, судьба которой оказалась связана с Подмосковьем. Речь идет о скульптуре с Немецкого кладбища в Москве. Осталось много свидетельств о чудесах и исцелениях, которые происходили от этого памятника в первой половине двадцатого века. Как и в случае с могилой Дмитриева в Раменском, московская скульптура Иисуса была заказана для семейной усыпальницы богатого промышленника барона Николая Карловича фон Мекка. Работу для барона выполнил итальянский художник Романелли. Несмотря на то, что Немецкое кладбище издавна было местом захоронения иностранцев католического и протестантского вероисповедания, итальянская скульптура Христа стала местом паломничества православных жителей Москвы. Верующие приходили на кладбище к образу Христа с водой и поливали ему руки. Воду, которая текла по рукам памятника, вновь собирали в бутылки и банки, после чего она приобретала целительные свойства.

Скульптура с Немецкого кладбища Москвы в музее Духовной Академии. Сергиев Посад. Фото Антона Сакова.
Скульптура с Немецкого кладбища Москвы в музее Духовной Академии. Сергиев Посад. Фото Антона Сакова.

В сороковые годы двадцатого века советское правительство решило избавиться от постоянной толпы людей с банками воды на Немецком кладбище у статуи Христа. Скульптуру вывезли в запасники все того же музея архитектуры, где в то же время находился и Христос с могилы Дмитриева. Дальнейшая судьба московской скульптуры символична. Если оригинал бронзового Христа Антокольского из Раменского так и остался в столице, то московская статуя с Немецкого кладбища, наоборот, оказалась в Подмосковье. В пятидесятые годы чудотворную статую по просьбе тогдашнего патриарха Алексия I вывезли во вновь открывшуюся после войны Троице-Сергиеву Лавру. Там она находится и сегодня в церковно-историческом кабинете Духовной академии.

Текст и фото: Антон Саков