Найти в Дзене
Фёдор Тенин

Уединённое село с никогда не закрывавшимся храмом и древними избушками

Село Старый Покров находится в Орехово-Зуевском районе, прямо возле границы с Владимирской области. Это уединённое село с чуть более чем десятью домами и парой десятков жителей. К востоку от Старого Покрова располагаются малолюдные деревни Мануйлово и Филиппово. К югу - сельцо Пашнево с огромным храмом Покрова Пресвятой Богородицы. К северу на двадцать километров нет ничего, кроме мещерских лесов и болот. Жители немногочисленных деревенек были выселены оттуда в пятидесятые годы при создании Костеревского полигона войск ПВО. Тот полигон просуществовал не больше года, но жизнь в покинутые сёла и деревни уже не вернулась.

-2

В Старом Покрове почти нет современных домов. При въезде стоит потускневший скелет каркасного дома, да рядом с храмом есть свежее кирпичное здание - вот пожалуй и всё современное строительство в селе. Остальной жилой фонд представлен древними избушками с резными наличниками. Нашу эпоху выдают лишь спутниковые тарелки, прикреплённые к потемневшим от времени бревенчатым стенам.

-3

-4

Есть дом со ставнями. В деревнях Орехово-Зуевского района подобные дома встречаются не особо часто, но и не сказать, что бы они были сильно редки. С начала года я штук пять таких домов видел.

-5

Некоторым домам, похоже, недолго осталось. Уйдут из жизни прежние пожилые хозяева и наследники, либо приезжие со стороны снесут старые избы и построят на их месте новые коттеджи - гораздо более удобные, но лишённые индивидуальности и национального характера.

-6

В интернете можно найти старые статьи корреспондентов районной газеты, ездивших по деревням Орехово-Зуевского района в начале девяностых годов. Тогда были ещё живы старожилы, которые могли поведать многое из того, что сейчас забыто. Есть там статья и про Старый Покров. Называется она: «Глубинка: деревня Старый Покров. Один из населённых пунктов Яковлевской волости». Далеко не всем будет интересно читать воспоминания о том, как например деда Миша служил во время войны в ПВО, а после её окончания стал первым трактористом белавинского совхоза, но любители местной истории оценят по достоинству эту и другие статьи.

-7

Рядом с выездом из села в сторону Мануйлово стоит церковь Покрова Божией Матери. Она появилась в XIX веке, но задолго до её возведения на этом месте сменяли друг друга деревянные храмы. В старину вся окружающая местность называлась Сенежской волостью и принадлежала сначала московским митрополитам, а затем патриархам. Волости дала название река Сеньга, протекающая в этих краях. Согласно патриаршим окладным книгам, в начале XVII века при погосте в Сенежской волости существовала деревянная церковь Николая Чудотворца. В начале XVIII века её сменила церковь Покрова Пресвятой Богородицы, сгоревшая в 1741-м году. На пепелище была выстроена новая деревянная церковь. В 1796-м году её перенесли в Пашнево. В 1845-м году у прихода наконец-то нашлись деньги на строительство каменной церкви и это вылилось в возведение существующего по сей день пятиглавого храма.

-8

Строительство храма велось с 1845-го по 1862-й годы. Тёплые приделы в 1851-м году были освящены в честь Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией матери. Главный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы уже после полного окончания строительных работ в 1862-м году. Новая церковь получилась большой и вместительной, ведь на момент строительства она должна была духовно окормлять жителей обширной территории: от ныне несуществующей деревни Сеньго-озеро до Губино и Язвищ.

-9

У храма была своя святыня, почитавшаяся жителями окрестных деревень - Ахтырская икона Божией матери, по легенде явленная на источнике у деревни Федотово. Была и своя неофициальная святая - Марфа Подснежница или Марфа Подснежная. Это была блаженная, родом из расположенной неподалёку Савинской, жившая в богадельне в Старом Покрове. Была она нищенкой многие годы, все в селе её знали и на её странности не обращали внимание. Родственников у неё не было. Некоторые сельчане считали её юродивой, а иные подозревали в дурном глазе и обходили стороной. Однажды Марфа пропала. Никто не придал этому значения, тем более, что незадолго до исчезновения она говорила о желании совершить паломничество в Николо-Радовицкий монастырь. Прошёл месяц, зима окончательно вступила в свои права и в канун сочельника один покровский охотник пошёл проверить капканы, расставленные рядом с рекой Сеньгой. Зима в тот год выдалась лютая. Снега выпало много, морозы были трескучие и в рождественские дни жители Старого Покрова предпочитали не отходить далеко от своих домов. В лесу охотник немного заплутал и в чаще набрёл на дыру в снегу, откуда доносился слабый и хриплый голос пожилой женщины. Прибежал он назад в село, сообщил об увиденном старосте. Жители деревни пришли к указанному месту, раскопали сугроб и под снегом нашли умирающую Марфу. Одежда на ней изорвалась, а сама она отощала настолько, что весила как ребёнок. Едва успели принести её в село, как она и померла. Её могила стала местом почитания. Старухи там молились, а среди детей даже в советское время было принято приносить на могилу монетки и загадывать желания. Сейчас на могиле стоит маленькая кирпичная часовня.

-10

Осмотрев храм со всех сторон издалека, я поспешил зайти внутрь. Сделать это стоит хотя бы потому, что храм не закрывался в советское время. Это означает, что он сохранил хотя бы часть оригинального убранства, что является редкостью. Подавляющее большинство исторических церквей, которые мы видим вокруг себя были закрыты и перестроены в советские годы. Сельские церкви использовались как машинно-тракторные станции, зернохранилища и склады. Верующим их возвращали в печальном состоянии. Часто в виде голых полуразвалившихся стен.

-11

Судьба Покровского храма в Старом Покрове сходна с судьбой одноимённой церкви в селе Власово, о которой я писал недавно. Эти храмы практически ровесники и выделяются значительным размером. Оба несут зачатки нарождающегося неорусского стиля в своей архитектуре. И тот, и другой не закрывались в советское время, но пережили период без богослужений в течение нескольких лет по причине ареста священников.

-12

Я слышал, что как и во Власово с колокольни Покровской церкви был сброшен для отправки на переплавку самый большой колокол.

-13

С 1925-го года настоятелем храма был отец Александр Успенский. Шестого ноября 1937-го года его арестовали. Впоследствии родные получили от него несколько писем и сами отослали несколько передач. А потом и письма перестали приходить и посланные родными деньги вернулись с пометкой о невозможности вручения в связи со смертью адресата. Родственники так и не смогли узнать при каких обстоятельствах он умер. В конце тридцатых годов и во время войны служить в Покровском храме было некому. По воспоминаниям старожилов, храм спас от закрытия церковный староста Фёдор Пискарёв, оплачивавший налоги из собственного кармана - деньгами, заработанными от продажи мёда со своей пасеки. В 1945-м году в Старый Покров приехал новый священник. Поначалу священнослужители в храме менялись часто, но особых проблем с тех пор приход не знал.

-14

Дверь в прихожую была открыта, но внутри меня ждало разочарование. Следующая дверь была заперта. С сельскими церквями часто так бывает. Народу вокруг мало, да и те, что есть - в основном дачники. Поэтому многие церкви открыты в лучшем случае лишь во время утренних и вечерних служб. Бывает, что храм приписан к дальнему приходу и открывается лишь по праздникам.

-15

Жаль. Делать нечего. Хотя бы обойду храм со всех сторон. Как водится, рядом с ним расположилось старое кладбище.

-16

Мне ничего не удалось узнать про Антона Осиповича Гулимова, но судя по тому, что он похоронен возле стен храма, он возможно, принимал участие в повседневной жизни прихода и жертвовал значительные суммы на содержание храма. А может это один из священнослужителей.

-17

Есть на кладбище и обломки более старых надгробий.

-18

Скорее всего под землёй их больше.

-19

Есть в Старом Покрове ещё одно место, которое стоит посетить. За последней башенкой ограды по направлению к Мануйлово будет поворот к роднику, освящённому в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

-20

Вода там чистая и вкусная. Вокруг одни леса и болота. Ближайшее предприятие - птицефабрика в Савинской, расположено в пяти километрах отсюда. А кроме птицефабрики вокруг ничего в общем-то и нет. Даже пестициды и гербициды не могут испортить эту воду, по причине отсутствия поблизости засеваемых полей. На роднике ещё и купель есть, где можно освежиться в жаркий день. Неподалёку, чуть дальше в лесу, есть ещё один родник, посвящённый Пантелеимону Целителю, но найти его сложнее и ходят туда лишь местные.