Хотеть, испытывать разные желания – это естественное состояние человека, проявление жизненной энергии. Если энергия течёт свободно, импульсы проходят беспрепятственно, то человек легко осознаёт свои желания.
Но если человеку кажется, что желание нельзя, по каким-то причинам, реализовать, то это желание часто не допускается в сознание. Для этого существуют разные психзащиты (подавление, отрицание, рационализация и др.).
Человек прячется от осознания своих желаний, если они его пугают, если они идут вразрез с его представлениями, кем он должен быть и чего хотеть. Поэтому за жалобой «Не знаю, чего хочу» стоит «Страшно знать, чего хочу».
Я сейчас не имею ввиду те желания, которые связаны с деструктивными импульсами, как описано в произведении Р. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Это отдельный случай, где подавленная часть психики приняла крайнюю деструктивную форму. Не все желания требуют реализации, но осознание их всегда полезно.
То, что не осознаём и не признаём, превращается в личных «монстров», в неприятные симптомы – психические и физические. И осознание желаний – необходимый шаг к их регулированию.
Зачастую речь идет о желаниях социально приемлемых, их реализация никому не причинит вреда. «Не знаю чего хочу» отражает зависимость от какого-то образа себя. Человек иррационально верит, что только будучи каким-то (отметьте, что первое пришло вам на ум), он выживет или заслужит принятия и любви. Всё, что не вписывается в этот образ, не имеет права на существование и воплощение.
А зависимость от определенного образа себя связана с зависимостью незрелой части психики от других, от их принятия и одобрения. Будучи взрослым, человек продолжает действовать как ребенок – подстраиваться под ожидания, уже в своей голове, чтобы получить принятие и сохранить связь.
Например, ребенок когда-то решил, что мама и папа будут его любить, если он пойдет по их стопам. Но его природа может сильно отличаться от природы своих родителей.
И как у взрослого у него есть выбор – либо идти за желанием реализовывать свои способности, пережив кризис отделения, либо следовать одобряемому образу, отказавшись, по сути, от себя. У всего есть цена.
Чтобы осознать свои желания, нужна смелость и готовность увидеть себя как есть, заглянуть за маску, в которую человек вцепился детскими руками.
Взрослый (как состояние, как степень зрелости) способен сам поддерживать себя и ценить, даже если другие не согласны с его выбором. Он с уважением относится к их мнению, но при этом уважает и свой путь.
Чем жестче убеждения человека, каким он должен быть, тем сложнее ему понять себя. У такого человека стоит мощный фильтр, который пропускает только определенные импульсы, остальные – гасит.
«Не знаю, чего хочу» часто переходит в «ничего не хочу, ни к чему не тянет». Что «должен» хотеть – на это нет сил себя заставить, а реальные желания страшат и потому глушатся. Отсюда жизнь на автомате, апатия и ощущение бессмысленности.
Знать, чего хочу, напрямую связано со способностью хорошо ощущать, чувствовать, видеть и слышать себя. То есть в основе знать, чего хочу лежит чувствовать, чего хочу, а это предполагает хороший контакт со своим телом. И именно через телесные реакции нам легко опознать свои желания.
«Хочу» сопровождается приливом энергии, расширением и теплом. На психическом уровне это проявляется в виде неподдельного интереса, вдохновения, возбуждения.
Но если желание блокируется, то человеку трудно распознать телесные реакции. На физическом уровне этому будет соответствовать какие-то телесные зажимы, уменьшающие чувствительность.
Поэтому для разблокировки чувствительности бывают крайне полезны такие практики как спонтанное рисование, спонтанный танец и пение. Через них можно ослабить блок/зажим и войти в больший контакт с собой.
Осознавать свои желания – это следствие:
*личностной зрелости
*самопринятия и самоподдержки
*независимости от чужих оценок и стереотипов
*уважения к своей природе и способностям