Многие люди наивно полагают, что разум является вершиной чего-то там, что приближается по ощущениям... к Богу. К Его всесильной потенции, скажем так. Ну а то, что разум пока не есть силён так, как хотелось бы, относят на обыкновенную неразвитость разума. Типа, надо поднапрячься, попробовать его развивать, подразвиться т. с. – оно и пойдёт. В качестве примера обычно приводят разные достижения. Как без них.
Я же полагаю, что дело обстоит совершенно по-другому. И тому есть определённые причины. Причина первая, что сам человек разумный до сих пор так и не определил основные направления, по которым его собственный разум развивался бы или совершенно точно мог бы развиться, хотя попыток предпринимается достаточно много.
Все они – пока втуне; выясняется, что единых рецептов нет, всё строго индивидуально. А вот у некоторых индивидов очень даже получается. С ними ведётся исследовательская работа на предмет того, а как бы «узнать» ту волшебную палочку, которая уникумам и позволяет... допустим, мгновенно считать огромные числа. Или ещё как. Кое-что, конечно, получается, но не очень. Зато выяснилось одно направление, идя по которому, кажется, что вероятность в конце концов постижения искомого достаточно велика. Я имею в виду дебри психики.
В этих дебрях серьёзнейшим образом «копаются». Текущие результаты таковы, что иногда ставят исследователей в тупик полного недоверия. Дело в том, что зачастую оказывается, что то, что официальная наука вяло отвергает: гипноз, тонкие энергии, вероятность непонятных таинств, их воздействий и т. д. очень даже существует и даже мешает проводить исследования, потому что пока непонятно, что с ними делать, кроме как регистрировать, наблюдать и пытаться их разгадать, наконец.
Уже становится понятно при этом, что разум тут вообще ни при чём. Что добавляет цимесу в общее направлении исследований, ибо начиналось-то всё от разума, а тут... полный отход от него. В общем, какие-то круги вокруг да около, и что с этим делать – пока совершенно непонятно. Мистика-то отрицается, блин, типа она – штука несерьёзная и вообще чародейская какая-то, очень близкая к шарлатанству.
И получается, что когда разум воздвигает в своих собственных исследованиях ментальный ЗАПРЕТ на что-то там, то его ждёт... тупик. Причём не только там, а практически везде. Исследования нельзя запретить, их можно отодвинуть на более поздний срок, ибо всё равно придётся возвращаться к ним. Но вот пока вот так. Запрет’с действует.
Но более общий философский вывод можно сделать уже прямо сейчас: углубление в материю, в её строение и объяснение, уже сейчас уткнулось в тот самый очередной тупичок, который требует неординарного, а, может быть, и парадоксального принятия решения: а как дальше исследовать-то? Да, можно пойти по обычному пути: иссечению целостностей на отдельные кусочки и их изучения, в надежде, что это принесёт необходимые плоды. Можно пробовать соединять иссечённое в некие более общие целостности, но всё это не ведёт к прорыву, увы. И это тоже ощущается, кстати.
Моя точка зрения на всё это может кому-то и не понравится. Но, имхо, выслушать её – надо бы сподобиться даже через силу. Ну а вдруг что-то перещёлкнет!?
Я полагаю, что разум – строго ограничен при его создании тем, что он, разум, не способен на многие вещи, которые легко и ненапряжённо «решаются» другими исследовательскими инструментами познания. Могу и назвать эти «вещи», они давным-давно понимаются/осознаются многими исследователями, но о них широко не распространяются, потому что... они ставят крест на многих и многих областях текущих разработок.
Секрет, или умолчание первое. «Вещь» т. с. Разум предпочитает мыслить строго геометрически или математически (что есть одно и то же, просто разными способами). Чтобы в этом убедиться, надо окинуть взглядом созданное и/или создаваемое человеком и созданное/создаваемое окружающей средой. Созданное человеком несёт в себя бремя геометричности/математичности, как врождённый ПОРОК, не позволяющий ему покинуть эту область без того, чтобы разум стушевался, растерялся, покидая свою привычную «среду обитания».
Всё, что касается мыслей разумных – рано или поздно сгущается в геометрические формы. Здесь закопан корень ограниченности такого мышления. Ведь достаточно просто открыть глаза, глянуть т. с. незашоренно на природу Земли, как сразу можно убедиться, что геометрии форм в природе НЕ существует, а то, что отдалённо напоминает её, при ближайшем рассмотрении – от неё, геометрии, УХОДИТ в дали дальние.
При приближении к безформенным формам (полный отказ от геометрии) разум «понимает», что ТАМ, в формах – он ни хрена ничего не может сделать, не приспособлен. В том, что это так, легко убедиться, проанализировав своё собственное мышление: нас постоянно «так и тянет» на прояснение ситуаций С ПОМОЩЬЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ, т. е. выверенных геометрией, форм. Не существующих, как класс, в окружающей природе. Математика, как другая ипостась всё той же геометрии, тоже не спасает. Математика так же геометрична, как геометрия математична. Её постулаты не проявляются в природе, лишь в статистике подсчёта этой самой природы.
Геометричность мышления разума имеет также другую ипостась, которая в некотором роде «отражает», но не объясняет существующее. Она называется «логикой». Дело в том, что устроение геометрии либо логично, подчиняется логическим правилам, либо – нелогично, что в разуме означает парадоксальный уход от самого себя с одновременной невозможностью это сделать: разработку других ЛОГИК вообще.
Что разум с трудом и делает, снова сталкиваясь с той же проблемой: логика (любая) имеет свои пределы компетенции и работоспособности. Одна логика поширше т. с. и поглубже, другая – помельче и узка, но все они – ограниченны. В этом также легко убедиться, достаточно начать рассуждать на ЛЮБУЮ мыслимую тему, как вскоре приходится признать, что на каком-то этапе этих самых рассуждений, разум приходит в очередной ТУПИК (конец сферы применения логики).
Логика сама собой, своим существованием, легко и ненапряжённо «объясняет» такую потенцию (утыкаться в тупики), ну на то она и логика. Дело в том, что любая системность имеет свои границы. Вот эти тупики и есть эти самые границы. Это легко представить даже неискушённому в мышлении: любая система имеет границы, иначе она бы не была системой. Точка.
Но разум, вот же блинство какое, предпочитает не только в геометрию/математику, так ещё и формируют их корпус вариаций и вариабельности с помощью этой самой логики (вернее, логик во множественном числе, но для простоты называю их во единственном числе, как класс). Одни ограничения накладывает на другие, если сие назвать прямо. Разумеется, рано или поздно это сказывается, не может не сказаться.
Убрав же логику, геометрию, математику из наших инструментов мышления, человек немедленно сталкивается с состоянием разумного хаоса. Путеводные «маячки» в виде тех же логических, математических, геометрических правил – исчезают. Поэтому разум и предпочитает «держаться» их и за них, как за тот самый якорь, позволяющий разуму не уплыть в широченные воды хрен знает даже чего. В общем, пугается разум. И я его понимаю. Известность хотя бы какая-то – гораздо лучше полной неизвестности.
Расширение возможностей разума, даже опираясь на его ограниченные возможности, всё же возможно. Да, через психику. Где задействованы не только логики, геометрии и математики всех сортов, но и кое-что другое, что не может быть пока никак описано этими инструментами: чувства/ощущения. Тем более, что для разума, в общем-то, все эти чувства/ощущения никакой новизны не представляют. Разум постоянно испытывает это «непонятное» давление со стороны эмоций (проявляющихся изнутри чувств и ощущений), постоянно же пытается их скалькулировать/огеометрить, но постоянно же не способен это сделать.
Ощущения и чувства наши, как часть психики, имеют свои «щупальца» в ФОРМАХ, в которых НЕТ и НЕ МОЖЕТ быть в никаких математиках/геометриях/логиках, как ограничений/инструментов классифицирования. Влияние есть, другими словами, а что это, собственно, такое, и откуда оно берётся – тайна. С другой стороны, это есть прямой указатель разуму, КУДА ему надлежит двигаться, чтобы хоть как-то существовать и далее. В формы. Или лучше сказать так: в «безформенные», но безконечно разнообразные, формы, где, по разумению разума, всё же должны существовать некие правила, по которым формы и существуют.
И разум готов даже, в случае хотя бы какого-то успеха в познании этого пока ещё неведомого, пойти на жертвы. К примеру, увеличить количество допустимых логик, попробовать вычислить границы геометрии/математики, а за этой границей отдаться формам без правил. Никто ведь не говорил, что разум этого не может вообще. Это пока лишь предположение, которая требует проверки практикой, как обычно.
Автор - NeaTeam